Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека (10 ноября 2022 года, г. Санкт-Петербург)

 В Санкт-Петербурге в Таврическом дворце 10 ноября 2022 года состоялось заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, в которой приняли участие парламентские делегации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана. От ВКП в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Подшибякина Н.Д.

 
Открыл заседание и приветствовал участников Генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Кобицкий Д.А.
 
Заседание началось с выборов председателя комиссии и его заместителей. С этого года руководство постоянных комиссий МПА избирается сроком на три года. Единогласно Председателем Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека избран Сафаров Низами Абдулла оглу – член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по правовой политике и государственному строительству, член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по обороне, безопасности и борьбе с коррупцией. 
 
Заместителями Председателя избраны: Зейналян Нарек Артаваздович – Председатель Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по вопросам здравоохранения; Полуянова Наталия Владимировна – член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по малому и среднему предпринимательству; Тагойзода Сумангул Саид – Председатель Комитета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по социальным вопросам, семьи и охране здоровья. 
 
Комиссия приняла к сведению информацию Чернейко Д.С., ответственного секретаря Оргкомитета международного Форума труда, Председателя Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга о VI Санкт-Петербургском международном форуме труда и предстоящем VII форуме труда. Организаторами форума выступают Правительство Санкт-Петербурга, МПА СНГ, Санкт-Петербургский государственный университет при поддержке Правительства РФ.
В 2022 году программа крупнейшей на Евразийском пространстве дискуссионной площадки в сфере трудовых отношений включила 146 мероприятий. Делегатами и участниками Форума стали свыше 5300 представителей из более 11 стран мира. 
Свои обращения к участникам дискуссий направили Президент Российской Федерации Путин В.В., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Матвиенко В.И.,  Председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин В.В., Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин М.В., заместитель председателя Правительства Российской Федерации Голикова Т.А., Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Чжан Мин. 
Вызовы на рынке труда, которые связаны с глобальными мировыми изменениями после 24 февраля 2022 года, постпандемийная экономика и новое понимание занятости, создание систем кадрового обеспечения, сокращение кадрового дефицита и модернизация государственной Службы занятости, а также формирование общего рынка труда стран СНГ – вот далеко не полный перечень основных тем Форума. Выработанные на форуме в 2022 году Рекомендации «Миграционные процессы: особенности миграционной политики на современном этапе» прилагаются.
Членам Комиссии было рекомендовано принять участие в марте 2023 года в указанном Форуме.
 
На Комиссии был рассмотрен большой блок документов, связанный с медициной. 
Члены постоянной комиссии поддержали предложения по дополнению Перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2023 – 2025 годы разработкой модельных законов «О донорстве крови и ее компонентов» и «О радиационной безопасности в медицине», «О медицинском туризме». По последнему законопроекту развернулась дискуссия о целесообразности его разработки в связи с наличием ряда негативных факторов. Так, туристические фирмы нацелены прежде всего на получение прибыли, их работники, как правило, не имеют медицинского образования и др., что не будет способствовать основной цели – качественному лечению. Но учитывая, что по прогнозам этот рынок в ближайшие годы вырастит на 25% и он пока никак не урегулирован, принято решение в план включить и внимательно рассмотреть проект.
 
Была принята к сведению информация «О сравнительном анализе правового регулирования и программно-технических возможностях при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в государствах СНГ и положениях проекта модельного закона «О цифровом здравоохранении», которую представила первый заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь Кроткова Е.Н.
 
Учитывая актуальность вопросов дальнейшего развития национальной системы электронного здравоохранения и обеспечения трансграничного взаимодействия государств региона в части проведения телемедицинского консультирования, принято решение о разработке проекта Дорожной карты по развитию телемедицинского трансграничного взаимодействия – в качестве первого этапа реализации процесса интеграции национальных систем электронного здравоохранения. Принятию такого решения способствовало наличие нормативных документов СНГ, регламентирующих телемедицинское консультирование.
 
Справочно. Меморандум о сотрудничестве государств–участников СНГ 
в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем (14.11.2008); Модельный закон «О телемедицинских услугах» (28.10.2010); Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании (19.11.2010), в которых предполагается осуществлять построение национальных систем телемедицинского консультирования с учетом организации, в перспективе, трансграничного взаимодействия. Таким образом, поставленная задача может быть решена в ходе модернизации национальных систем телемедицинского консультирования, а не путем создания отдельной системы. Реализация данной модели организации трансграничного телемедицинского консультирования, по мнению разработчиков, позволяет снизить сроки и финансовые затраты.
 
Было подчеркнуто, что существующий огромный потенциал в виде программно-технических средств, полученного опыта проведения телемедицинских консультаций каждого из государств СНГ, позволит успешно реализовать задачу по трансграничной передаче данных и, тем самым, повысить доступность медицинской помощи гражданам, а также уровень компетенций специалистов систем здравоохранения.
 
Комиссия сочла необходимым учесть основные положения представленного сравнительного анализа при подготовке проекта модельного закона «О цифровом здравоохранении», который был широко обсужден на Комиссии. Цель документа – определить правовые нормы оказания эффективной медицинской помощи в условиях цифровой трансформации здравоохранения, обеспечив при этом защиту прав и законных интересов участвующих в нем физических и юридических лиц. Его имплементация в национальные законодательства стран Содружества поможет формированию согласованных подходов при регулировании использования телемедицинских технологий.
В ходе обсуждения ставились вопросы защиты персональных данных, высказывались опасения сокращения приемов пациентов врачом и увеличения телемедицинских услуг, отмечалось, что ни один искусственный интеллект не заменит живого доктора. Большинством голосов проект модельного закона «О цифровом здравоохранении» был в целом одобрен и будет внесен на  пленарное заседание МПА СНГ.
 
Участникам заседания также были представлены результаты первого этапа работы над проектом модельного закона «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников». Работа над документами будет продолжена с учетом высказанных замечаний и предложений. Предложено обсудить данный законопроект еще и на правовой комиссии МПА СНГ.
 
Парламентарии стран Содружества также рассмотрели ход работы над проектом модельного закона «Об охране здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма», которым предполагается единое регулирование в отношении всех содержащих табак и никотин изделий, а также устройств для их потребления. Отмечалось, что многие нормы проекта закона выходят за рамки соответствующей Конвенции ВОЗ, не соответствуют техническим регламентам ЕАЭС и входят в противоречие с конституциями и трудовым законодательствам государств СНГ (например, пятилетний запрет после работы в госслужбе работать в табачной промышленности, при поступлении на работу в госслужбу представление заявления о том, что не работал в табачной промышленности). Принято решение о необходимости серьезного экспертного обсуждения и существенной доработки представленного проекта.
 
На заседании комиссии были заслушаны предложения Российского Красного Креста по учреждению Платформы национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СНГ.
 
Комиссия приняла решение просить Совет МПА СНГ включить в Перспективный план модельного законотворчества в СНГ на 2023–2025 годы разработку Рекомендаций по дальнейшему совершенствованию национального законодательства государств – участников СНГ по вопросам государственной молодежной политики.
 
В целях контроля использования модельных законодательных актов, принятых МПА СНГ в сфере деятельности комиссии, в национальном законодательстве поручено сделать план-график на три года, где предусмотреть информирование по этому вопросу депутатами парламентов.