Актуально

МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ В АРМЕНИИ МОЖНО И НУЖНО РЕШАТЬ ПУТЁМ ПЕРЕГОВОРОВ

пятница, 26 июня 2020 г.
Сайт Конфедерации профсоюзов Армении опубликовал интервью Элен Манасерян, руководителя Организационно-учебного центра КПА интернет-изданию WomenNet.am.
 
В нём речь идёт о нарушениях трудовых прав работников в условиях чрезвычайного положения, выплате заработной платы, проблемах в отношениях работодатель – работник в условиях вынужденного простоя, а также о некоторых пробелах в положениях Трудового кодекса. 
 
«После объявления чрезвычайного положения в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в стране многие граждане стали жаловаться в Конфедерацию профсоюзов Армении на то, что не обеспечиваются  их трудовые права. В связи с этим Конфедерация предлагает правительству и работодателям принять  совместные меры для защиты рабочих мест и заработной платы работников, а также считать объективное отсутствие на работе  уважительным», – говорит Элен Манасерян.
 
По её словам, КПА принимала участие в работе над внесением последних поправок и изменений  в Трудовом кодексе,  которые регулируют  ряд вопросов, возникающих в трудовых отношениях  во время чрезвычайного положения.
В трудовых отношениях, особенно в создавшейся ситуации, социальное партнерство играет важную роль, поскольку множество вопросов трудовых отношений были решены именно посредством коллективных переговоров.
Так, к примеру, был решён недавний спор по поводу оплаты труда работников горно-металлургического комплекса. Проблема касалась изолированных и самоизолированных работников, которым не выплачивалась заработная плата. И этот вопрос был решен именно в рамках коллективных переговоров - работникам  было выплачено  2/3 их заработной платы.
 
Касаясь вопросов обеспечения гарантий защиты трудовых прав, Э.Манасерян обратилась к ряду  противоречий и упущений в Трудовом кодексе РА и напомнила, что в недавно принятом законе «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Армения»  определено  понятие «форс-мажор». До настоящего времени  в случаях, именуемых  «форс-мажорными» работодатель не платил  работнику. С внесением поправки  вместо слов «не платит» это положение закона было принято в формулировке «может не платить», то есть всё зависит от соглашения сторон, от того является ли  работодатель платежеспособным и от его расположенности к этому вопросу.
 
Следующая поправка в Трудовом кодексе  касается расчёта заработной платы, выплачиваемой работнику во время вынужденного простоя, которая раньше составляла  2/3  средней заработной платы. В измененном варианте определен минимальный порог – «как минимум в размере 2/3 заработной платы».  Таким образом, в случаях вынужденного простоя, вызванного не по вине работника, работодатель выплачивает заработную плату в размере, предусмотренном законодательством.
 
Элен Манасерян также коснулась вопроса расчёта минимальной заработной платы и отсутствия механизмов её определения. «В Армении время от времени повышается минимальная заработная плата, однако, не указано для какой категории работников  предназначена существующая в настоящее время  минимальная зарплата в  68 тысяч драм, то есть у нас нет механизма для её определения, и непонятно какой квалификации работник должен получать минимальную заработную плату.  Сегодня врач, окончивший ординатуру, и учитель  средней школы могут получать минимальную заработную плату в размере 68 тысяч драм, что, мягко говоря, несправедливо. Между тем, Республика Армения приняла закон о минимальной потребительской корзине,  который, однако, не действует. КПА неоднократно заявляла об этом, но государство не предпринимает никаких шагов в этом направлении.
 
Перейдя к теме нарушений прав женщин, Э.Манасерян отметила, что   нарушения очевидны  в условиях чрезвычайного положения  и касаются в большей степени учителей. В период, когда обучение стало дистанционным, женщины-учителя, обремененные также и семейными обязательствами, большую часть дня проводят перед компьютерами, проводя он-лайн уроки   и получают ту же зарплату за более напряжённую работу.
 
По словам Элен Манасерян, в нынешней ситуации нет дискриминации, связанной с нарушением трудовых прав мужчин и женщин, а если таковые имеются, они не обусловлены полом.  «Стоит отметить,  что в стране все-таки существует гендерное неравенство, когда женщинам платят меньше, чем мужчинам. И это несмотря на то, что Республика Армения ратифицировала Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд, принятую Международной организацией труда и закрепила   равенство женщин и мужчин  в Конституции РА и в Трудовом кодексе.  Хотя у нас нет прямых нарушений в определении размера заработной платы или прав женщин и мужчин, работающих на одной и той же должности, вопрос состоит  в том, в какой степени женщины имеют возможность работать на более высоких должностях и, соответственно,   получать более высокую зарплату.  Дискриминация кроется и в том, что существуют понятия  «прозрачного потолка» и  «липкого пола», которые проявляются в том, что  женщина, делающая карьеру, сталкивается с препятствиями на пути роста.  И то,  что женщины составляют большинство в низкооплачиваемых секторах экономики,  является неоспоримым фактом.
 
В рамках информационной работы Организационно-учебный центр КПА запустил новый проект - с помощью анимационных фильмов  рассказывать о том, как предотвратить распространение пандемии, о  правах и обязанностях работников и работодателей.  Центр намерен и далее при помощи подобных фильмов вести информационную работу с тем, чтобы работники знакомились с действующим трудовым законодательством, а учащиеся старших классов, которым также адресованы эти фильмы,  были проинформированы о своих правах и обязанностях перед тем, как они придут на рынок труда.