Актуально

ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МПА СНГ ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ

пятница, 16 апреля 2021 г.
В Таврическом дворце в Санкт-Петербурге – штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ – в формате видеоконференции состоялось заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам. 
 
В нем приняли участие члены Комиссии – парламентарии из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, начальник Отдела обеспечения модельного законотворчества в сфере государственного строительства и экономики экспертно-аналитического управления Секретариата Совета МПА СНГ – секретарь Комиссии, наблюдатели и эксперты из Европейского банка реконструкции и развития, Международного конгресса промышленников и предпринимателей, а также представители ведущих экономических вузов России.
От ВКП в мероприятии принимала участие заместитель генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.
 
Вёл заседание председатель Комиссии, заместитель председателя Постоянной комиссии Национального Собрания Республики Армения по региональным вопросам и вопросам Евразийской интеграции Алексей Иванович Сандыков.
 
Заседание началось с выборов заместителя председателя Комиссии. По решению парламентариев им стал член Комитета Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по экономической политике, промышленности и предпринимательству Руфат Атакиши оглу Гулиев.
 
Парламентарии обсудили и приняли в основном проект Рекомендаций по развитию и применению механизмов публично-частного партнёрства в государствах СНГ (сборник модельных документов, методических рекомендаций и практик). Представленные материалы будут направлены в парламенты государств – участников МПА СНГ для представления замечаний и предложений.
 
Семь рассмотренных вопросов касались хода разработки модельных актов по развитию экономики в условиях современной реальности. Это модельные законы «О цифровом пространстве, его инфраструктуре и регулировании в государствах СНГ», «О трансфере технологий и мерах по его поддержке и регулированию в государствах СНГ», «О цифровой трансформации отраслей промышленности государств СНГ», «О цифровой трансформации сферы услуг государств СНГ», «О цифровых финансовых активах», а также проект Концепции развития производительных сил СНГ, Рекомендации МПА СНГ по развитию сотрудничества государств — участников СНГ в сфере экономической безопасности.
В ходе обсуждения отмечалась высокая степень унифицированности основных терминов и понятий в сфере цифровой трансформации экономики, нацеленность действующих в государствах актов на защиту персональных данных, унифицированность принципов государственной политики в этих вопросах, сходное понимание кадрового обеспечения. В то же время обращалось внимание на недостаточность предоставления вопросов цифрового суверенитета, на пробелы в регламентации прав и ответственности поставщиков, посредников и потребителей услуг при использовании цифровых технологий. Ставился вопрос о возможности введения налога на цифровые услуги (приводился пример по налогу на цифровые услуги во Франции с целью получения налоговых поступлений за счет налогообложения доходов крупных цифровых компаний от предоставления на территории государства цифровых услуг пользователям – это промежуточная мера до принятия общеевропейского закона).
Что касается цифровых финансовых активов, то здесь по государствам нет единства даже в терминологии. Так, термин «цифровые финансовые ресурсы» используется только в РФ, криптовалюта и ЦФР здесь это разные понятия. В Беларуси же они объединены в одно. В отдельных государствах региона введено понятие «цифровые знаки». В модельном законе будет сделана попытка унификации понятийного аппарата. Кроме этого, закон будет исходить из подхода правового положения этих явлений как имущества (а не электронной или цифровой записи), то есть криптовалюта и ЦФР должны являться объектами гражданских прав.
Все семь проектов представленных документов по решению Комиссии будут направлены в парламенты государств для представления замечаний и предложений до 15 июня т.г.
 
Члены Комиссии обсудили ход разработки трех глав Специальной части модельного Налогового кодекса для государств СНГ, посвящённых специальному (особому) налоговому режиму. Речь идёт об упрощенной системе налогообложения, патентной системе и налоге на профессиональный доход. Принято решение направить представленные проекты концепций трёх глав в парламенты государств для представления замечаний и предложений до 15 июня т.г.
Что касается налога на профессиональный доход, то на сегодняшний день три государства (Казахстан, Россия, Узбекистан) формируют «самозанятых» как самостоятельную категорию плательщиков с наличием соответствующих особенностей налогообложения. В Таджикистане и Туркменистане отсутствует понятие «самозанятости» и, соответственно, специфические условия налогообложения при наличии стандартного подоходного налога, взимаемого на общих основаниях. В пяти государствах (Азербайджан, Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова) отсутствует понятие «налог на профессиональный доход» или «налог на самозанятых», но из ряда налогов и специальных налоговых режимов сформированы специфические условия налогообложения физических лиц, осуществляющих индивидуальную деятельность без образования ИП.
В Главе по налогу на профессиональный доход было предложено отразить: Общие положения (субъекты, имеющие право применять специальный налоговый режим; термины и определения; освобождение от уплаты налогов и сборов, порядок и условия начала и прекращения применения специального режима); Налогоплательщиков налога; Элементы налога (объект налогообложения, порядок признания доходов, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налога, налоговый вычет); Систему администрирования налога; Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов.
При этом должны быть ограничительные установки:
- особые правила налогообложения должны действовать в рамках специальных налоговых режимов (налогов, сборов), а не общей системы налогообложения;
- указанные режимы применяются только для строго определенных видов экономической деятельности при установлении предельного порога выручки налогоплательщика;
- установлены ограничения по размеру фактически полученного дохода.
 
Особую озабоченность, на наш взгляд, вызывает отмена или льгота по уплате страховых сборов в пенсионный фонд, на социальное страхование и медицинское обслуживание. Пока в проекте Концепции данного модельного акта нет чёткого указания. Но при обсуждении приводился пример по России и распространения проведенного эксперимента по налогообложению самозанятых в ряде территорий на всю страну. На это следует обратить особое внимание и, если есть такая возможность, принять участие в выработке заключения парламента по данному вопросу. Со своей стороны ВКП проведет консультации с членскими организациями и также представит согласованную позицию в МПА СНГ.
 
На Комиссии были обсуждены также проекты модельного закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», концепции модельного закона «О государственных закупках», заслушан доклад о деятельности Экспертного совета по экономике при Межпарламентской Ассамблее СНГ за период с 2018 года и о предстоящем заседании, намеченном на 20 апреля 2021 года.
 
Члены комиссии приняли за основу все представленные проекты документов и вынесли решение направить их в парламенты государств — участников МПА СНГ для представления замечаний и предложений.