Актуально

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПРЕДЛАГАЕТ ПРИНЯТЬ РЯД НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА

понедельник, 1 августа 2022 г.
ПРОФСОЮЗЫ ПРЕДЛАГАЮТ ПОДНЯТЬ МИНИМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ ДО 125 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ
 
В Новом Казахстане должна быть справедливая оплата труда и высокие социальные пособия.На расширенном заседании правительства Президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал программу повышения доходов населения до 2025 года. О том, что послужило причиной такой реакции президента на содержание программы, которая до этого долгое время не принималась, мы решили уточнить у Сатыбалды Даулеталина, председателя Федерации профсоюзов РК. А также узнать его видение относительно того, как улучшить жизнь работников в Казахстане и какова в этом роль профсоюзов.
 
МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ
 
Сатыбалды Телагисович, как вы думаете, почему эта программа, как сказал президент, не дает результатов?
 
— Прежде всего хотелось бы отметить, что Федерация профсоюзов полностью поддерживает инициативы главы государства по улучшению благосостояния населения. Это действительно самый актуальный вопрос на сегодняшний день. 
Программа повышения доходов населения должна была стать локомотивом достижения многих важных целей, однако пока динамика их исполнения оставляет желать лучшего, о чем сказал и Токаев.
Причина прежде всего в том, что вследствие значительного роста уровня инфляции произошло подорожание продуктов питания. В течение десятилетия преимущественным способом борьбы с ценами стали монетарные меры, «сопутствующей потерей» которых стало подавление спроса. Также пытались применить доказавшие свою несостоятельность подходы к ограничению цен.
Более эффективные макроэкономические меры воздействия на цены (стимулирование более доступного кредитования) и институциональные подходы (развитие конкуренции, снижение рисков ведения бизнеса) применяются редко. По нашему мнению, это является существенным упущением.
 
ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ ЗАРПЛАТЫ
 
— Острой проблемой в сфере доходов населения остается существенное неравенство распределения заработной платы. И разрыв продолжает расти.
В определенном хаосе до сих пор находится сфера оплаты труда. Существующая организация оплаты труда, имеющая несправедливые параметры ее уровня и дифференциации по видам экономической деятельности, субъектам хозяйствования, профессионально-квалификационным группам работников, разрушает экономические отношения и деформирует социальные взаимозависимости, а также тормозит экономический рост.
Надо срочно актуализировать базовые институты оплаты труда: нормы труда, единую тарифную сетку, методику установления размера минимальной зарплаты.
Мы уже неоднократно говорили о том, что низкая зарплата — это отсутствие достаточного внутреннего спроса и инвестиций для развития реального сектора экономики; отсутствие ресурсов у человека для инвестирования в свое развитие и благополучие, без чего не будет сознательного гражданина и самодостаточной личности.Низкая заработная плата также подрывает формирование пенсионных накоплений.
Кроме того, экономика дешевого труда делает невыгодной технологическую модернизацию производства — при низкой зарплате капиталоемкие и трудосберегающие инновации не окупаются в разумные сроки.
Рост заработной платы, сопровождаемый институциональными мерами, мог бы стать источником стабильного потребительского спроса, серьезным драйвером экономического роста и диверсификации отечественной экономики.
Дело не только в экономических проблемах и не только в реализации программ. Суть в том, что в стране сформировался устойчивый запрос граждан на справедливость – в экономике, в политике, в отношении к интересам и правам граждан.
Нам необходим переход от поиска временных компромиссов и минимальных компенсаций, направленных на латание дыр, к целенаправленной и общегосударственной политике по повышению благосостояния граждан,и прежде всего за счет роста заработной платы. В новом справедливом Казахстане нужна справедливая экономика.
 
НА УСМОТРЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
 
В программе предусмотрены конкретные меры только по созданию новых рабочих мест и повышению заработной платы категорий, занятых в бюджетной сфере. Но большинство оставшихся мер перечислено только как общий проект. Как мне кажется, необходимо еще повышать производительность труда и создавать производство на основе высоких технологий, чтобы иметь хороший доход населения. Какие инициативы предпринимаются профсоюзом в этом направлении? Если у вас есть такие предложения, почему они не поддерживаются?
 
— Одной из ключевых целей Федерации профсоюзов всегда была и остается борьба за достойную заработную плату работников. Достойная зарплата обеспечивает достойный уровень жизни для работника и его семьи, дает возможности следить за своим здоровьем, обеспечивает жилищные условия и  профессиональное развитие.
Федерацией профсоюзов был сформирован пакет предложений в правительство по качественному совершенствованию системы оплаты труда.
Прежде всего Федерация профсоюзов внесла предложение о пересмотре механизмов определения системы оплаты труда.
Согласно статье 107 Трудового кодекса РК, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. Она определяется условиями трудового, коллективного договоров и актами работодателя.
Несмотря на то, что коллективные договоры должны включать положения о системе оплаты труда и актах работодателя, на практике этот механизм имеет низкую эффективность. Основной причиной данного обстоятельства является влияние работодателя на работника и декларативность заключенных коллективных договоров, где нет профсоюзных организаций.
На сегодняшний день из 154 635 заключенных в стране коллективных договоров профсоюзами подписаны лишь порядка 25-30 тысяч. Содержание остальных вызывает вопросы.
В целях создания механизмов воздействия работников на принимаемые работодателем решения в части оплаты труда мы предложили внести в Трудовой кодекс РК дополнения. Работодатель должен издать акты, определяющие систему оплаты труда, с учетом мнения представителей работников.
 
НАРУШЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ
 
— Несмотря на конституционное обеспечение права вознаграждения за труд, все еще остается актуальной проблема задолженности оплаты труда. В соответствии с действующим законодательством, в случае невыплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки работодатель несет административную ответственность и обязан выплатить работнику задолженность и пеню за период задержки платежа.
При этом для работника предусмотрено лишь его право своевременно и в полном объеме получать заработную плату, без каких-либо возможностей воздействовать на работодателя. В этой связи Федерация профсоюзов выступила с инициативой законодательно закрепить право работника на приостановление работы и отсутствия на рабочем месте на весь период до выплаты задержанной суммы и пени.
В качестве исключений из этой нормы можно было бы предусмотреть случаи введения военного и чрезвычайного положения, организации жизнеобеспечения населения и так далее.
Наряду с этим мы заявили о необходимости ратифицировать Конвенцию №173 МОТ «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» в полном объеме. То есть не только с нормы установления приоритета очередности, но и через страхование работников от потери заработка в свете неплатежеспособности работодателя.
 
ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРПЛАТЫ
 
— Важнейшей задачей по повышению реального содержания заработной платы также является установление индексации, которая должна осуществляться не реже одного раза в год и носить опережающий характер. В соответствии с п. п. 2) пункта 2 статьи 157 Трудового кодекса РК, включение в коллективный договор порядка индексации заработной платы является лишь возможностью, а не обязательным его положением. Мы предлагаем определения и установления в законодательстве Республики Казахстан понятия индексации заработной платы.
А также четкой законодательной нормы об обязанности работодателей производить индексацию заработной платы: установить основные принципы индексации заработной платы, связанных с ее периодичностью и критериями.
Не менее важная проблема нашего общества — безосновательная разница в размере оплаты труда.В некоторых случаях доходы топ-менеджеров, представляющих работодателя и работника, различаются в 50 и более раз. И эту разницу никаким коэффициентом трудового участия и уровнем ответственности объяснить невозможно.
С точки зрения мировой практики подобные диспропорции свидетельствуют о неблагополучии на рынке труда. В целях устранения этой несправедливости Федерация профсоюзов предлагает ввести законодательную норму по установлению предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и рядовых работников в кратности от одного до 10 и не больше.
 
ЗАКОН ПРОТИВ РАБОТНИКОВ
 
-- Отдельный блок предложений был направлен на устранение правовых пробелов в системе определения минимального размера заработной платы, стоимости продовольственной корзины и величины прожиточного минимума. Необходимо принять безотлагательные меры по разработке соответствующих методик, а также по ратификации Конвенции МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».
В мировой практике принято, что МРЗП должен быть на уровне 50% от среднемесячной заработной платы, что в условиях Казахстана составляет примерно 125 тыс. тенге.
Также для определения МРЗП в ряде стран применяется так называемый «минимальный потребительский бюджет» – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня.
Еще одно предложение Федерации профсоюзов касается пересмотра размера социального пособия по временной нетрудоспособности.
В связи с тем, что размер пособия не превышает 15 МРП, как правило, работники лишаются части заработной платы в случае болезниРазмер пособия остается очень низким. Например, в 2022 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 45,9 тыс. тенге, или всего 77% от минимальной зарплаты. Мы же предлагаем закрепить в законодательстве размер этого пособия дифференцированно — от 60% до 100% от средней заработной платы работника в зависимости от его трудового стажа.
В свете создания равных условий оплаты труда работников также необходимо обратить внимание на вопросы установления и применения повышающих отраслевых коэффициентов.
До 2014 года утверждение повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями, входило в компетенцию правительства.
Вместе с тем в настоящее время размер повышенных должностных окладов или доплат определяется коллективным договором или актом работодателя с учетом отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевыми соглашениями. Однако на практике установление и применение повышающих отраслевых коэффициентов носит бессистемный характер, а их расчетная величина фактически не имеет научно обоснованных подходов и зависит от возможностей профсоюзов по отстаиванию своих позиций.Мы предлагаем включить в компетенцию правительства утверждение методики по расчету повышающих отраслевых коэффициентов, классифицирующих условия труда по степени вредности и опасности.
 
РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ
 
В программе также упоминается вопрос о расширении компетенции профсоюзных организаций. Был ли достигнут прогресс в этой области?
 
— В системе институтов гражданского общества профсоюз – это единственная организация, которая реально является демократическим инструментом защиты интересов трудящихся. В сложной и динамичной социально-экономической среде руководителям профсоюзов и профсоюзному активу часто приходится действовать в ситуациях неопределенности. Это неопределенность функций, недостаток нормативных актов в отношении прав и полномочий, обязанностей и ответственности, способов действий.
Чтобы соответствовать современным вызовам, профсоюзы должны быть эффективными и во время переговоров, и во время проведения публичных акций.
Эта эффективность возможна только тогда, когда внутри есть четкая организационная структура, позволяющая реализовывать принятые решения.
Сегодня Федерация профсоюзов Республики Казахстан является самой массовой общественной организацией и объединяет на добровольной основе 23 отраслевых профсоюза, 17 территориальных объединений профсоюзов, в ее рядах около двух миллионов членов профсоюза и более 17 тысяч первичных профсоюзных организаций. Мотивированный профактив невозможен без обучения и убеждения.
В целях развития компетенции профсоюзных лидеров Федерацией профсоюзов запущен проект «Школа профсоюзного лидера». Он стартовал 20 апреля 2022 года, первый выпуск состоялся 22 июняПервыми слушателями «Школы профсоюзного лидера» стали 96 председателей первичных профсоюзных организаций республиканского отраслевого профсоюза работников образования и науки из пяти регионов: Акмолинской, Костанайской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей. Выбор слушателей производился с учетом избрания их лидерами профсоюзных организаций в последние годы — с 2019 по 2022. Реализация проекта продолжается.
 
КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ
 
Также Федерацией профсоюзов на постоянной основе проводится обучение членов профсоюзов и профсоюзных кадров. Разработаны наиболее востребованные программы обучающих семинаров с определением направлений профсоюзной учебы для различных категорий профсоюзных работников и активистов. Из числа опытных профсоюзных работников отраслевых, территориальных объединений и аппарата Федерации профсоюзов создана база лекторов.
Только за период с января по июнь 2022 года Федерацией профсоюзов проведено 136 обучающих семинаров с охватом более 15 тысяч членов профсоюза. Основными темами обучающих семинаров были: «Основы трудового законодательства», «Организация работы согласительных комиссий», «Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров», «Социальное партнерство».В заключение хочу заверить, что Федерация профсоюзов всегда выступала и будет выступать за конструктивный диалог с социальными партнерами по отстаиванию прав и интересов человека труда, а также обеспечения социальной справедливости и продвижения принципов достойного труда.
 
Первоисточник: https://365info.kz/2022/07/profsoyuzy-predlagayut-podnyat-minimalnuyu-zarplatu-do-125-tysyach-tenge