Актуально

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ СНГ

пятница, 16 декабря 2022 г.
15 декабря в  Санкт-Петербурге  в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи СНГ в смешенном формате прошел круглый стол по вопросам правового регулирования платформенной занятости. 
 
Его проведение было связано с инициативой Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам включить в Перспективный план модельного законотворчества МПА СНГ на 2023–2025 годы разработку соответствующего модельного закона.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана, отдельных органов по труду, ряда цифровых платформ, научного сообщества, общественных организаций. 
От ВКП в заседании круглого стола приняли участие заместитель генерального секретаря Н.Подшибякина и руководитель Департамента ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся А.Баленко. 
 
Выступивший на открытии круглого стола заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Епишин отметил, что правовое регулирование деятельности работников новых форм занятых позволит легализовать их работу, предоставить социальные и правовые гарантии, создать условия для уплаты ими налогов и, следовательно, обеспечить стабильность социально-экономических систем в государствах Содружества и их эффективную интеграцию.
Сенатор подчеркнул, что важно не только разработать понятный и удобный механизм взаимодействия платформы и платформенных занятых, определить правовое положение и статус последних, но и сформулировать критерии, позволяющие разграничить трудовые и гражданско-правовые отношения между ними. Защитить платформы от рисков переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и наоборот, разграничить истинные платформы от де-факто работодателей. Также важно определить понятный порядок налогообложения платформенно занятых, обеспечить доступность специальных налоговых режимов для граждан СНГ, определить виды и объем социальных гарантий для них, включая выплаты пособий в связи с несчастными случаями при выполнении работ и услуг, пенсионное обеспечение и т.д. 
 
Участники круглого стола отмечали, что «экономика свободного заработка» набирает популярность во всех странах, активно развиваются онлайн-платформы, выступающие посредником между поставщиками и потребителями услуг. Среди них есть те, что представляют уникальные сервисы (такси, доставка еды, услуги гидов и т.д.) и универсальные биржи услуг. При этом в регионе нет единых подходов к регулированию платформенной занятости.
 
Вниманию собравшихся была представлена информация о ходе реализации пилотного проекта по формализации работников цифровых платформ и охвата их системой социального обеспечения в Казахстане. Об опыте своей деятельности рассказали представители крупных цифровых платформ. 
 
Отдельные из участников подчеркивали важность разделения площадки, которые выступают агентами, то есть являются только «местом встречи» клиента и заказчика, и площадки, организующие полный цикл процессов между контрагентами, включая расчёты. Некоторые из них берут на себя обязательство налоговых отчислений, что является примером интеграции в государственный сервис, который позволяет сделать процессы более прозрачными. Высказано мнение, что технологическая интеграция с государственными сервисами, по крайней мере, на тех площадках, которые обеспечивают расчёты, является будущим, в которое нам всем нужно идти.
 
В ходе заседания обсуждались различные аспекты платформенной занятости: её достоинства и риски, определение и виды платформ, правовой статус и налоговые режимы, права и социальные гарантии занятых. 
Учитывая активный рост «экономики свободного заработка», широкое распространение онлайн-платформ, участники отмечали растущую потребность регулирования этого вида деятельности и выработки единого подхода к нему в странах региона.
При этом особую озабоченность вызывали высказывания основных разработчиков модельного закона (представители компаний «РокетВорк», BatterChance, Фонда «Центр стратегических разработок») которые основной целью разработки закона о платформенной занятости называли содействие развитию экономики и отрицали трудовые отношения внутри платформ.
 
В частности, вице-президент, директор Центра регуляторной политики ЦСР Е.Папченкова, заявила, что опыт большинства европейских стран с их приоритетом трудовых отношений решительно не подходит ни России, ни СНГ в целом. По мнению разработчиков, трудовые отношения размывают преимущества платформ как свободной и мобильной формы занятости. Во избежание этого, а также судебных разбирательств целесообразно сразу законодательно определить отношения платформ с работниками как гражданско-правовые при этом чётко закрепить критерии платформенной занятости, определить права и обязанности платформ. Предлагается также стимулировать платформы к софинансированию социальных пакетов страхования по нетрудоспособности, пенсионному обеспечению занятых и других форм социальной защиты, которую также предлагается осуществлять на добровольной основе. Такая позиция объясняется необходимостью поддерживать конкуренцию платформ за работников и наоборот.
 
В своем выступлении заместитель генерального секретаря ВКП Н.Подшибякина подчеркнула, что главной целью развития должен быть человек, его благополучие. А экономика – это средство, с помощью которого оно достигается. Поэтому концептуально при разработке модельного закона о платформенной занятости нужно исходить прежде всего из благополучия человека. И было бы не совсем корректно в качестве основной цели ставить развитие экономики.
Исследования ВКП показали, что в настоящее время не существует универсального нормативно закреплённого в международном поле определения платформенной занятости. Национальные органы управления и международные организации предлагают различные, но по сути во многом близкие формулировки, которые сводятся к следующему.
Платформенная занятость – это форма занятости, при которой организации или отдельные лица используют цифровую платформу и онлайн-технологии для доступа к другим организациям или частным лицам для решения конкретных проблем или для предоставления определённых услуг в обмен на оплату. Цифровые платформы выступают в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями (клиентами).
Работа посредством платформ – это самостоятельный вид занятости. Сегодня люди, работая как платформенные работники, используют три варианта легального оформления – заключение трудового договора (в основном те, кто является сотрудником платформы), гражданско-правового договора (выполнение определённых работ и услуг) и как самозанятые. Во многих странах среди платформенных работников основную часть составляют самозанятые. В России, например, их более 50%.
 
Были освещены недостатки самозанятости и платформенной занятости и поставлены два вопроса.
Первое. Необходимость социальной защиты таких работников и прежде всего обеспечение их прав и гарантий на социальное страхование и социальное обеспечение. При этом отмечено, что добровольный порядок внесения взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования «не сработает», поскольку среднемесячный доход, например, самозанятых в России после уплаты налога составлял в 2019 году 17631 руб., а среднемесячная зарплата за вычетом подоходного налога – 41644 руб. Прошло три года, но тенденция сохранилась. И вряд ли сегодня кто-то из самозанятых будет отдавать в страховые фонды треть пусть даже с 30 тыс. руб. Поэтому нужно искать механизм. Можно было бы рассмотреть в том числе механизм софинансирования со стороны государства и компаний, взаимодействующих с самозанятыми.
Второе. Сегодня уже сложилась практика оформления платформенных работников – это трудовой договор, гражданско-правовой договор и статус самозанятого. И непонятно, почему сейчас нужно переводить всех на гражданско-правовые договоры и почему опыт ЕС не приемлем для стран СНГ.
Была приведена судебная практика по всему миру, где в большинстве случаев суды признавали за платформенными работниками трудовые отношения.
Был приведен свежий пример об объявлении двухэтапной забастовки курьерами Яндекс-Еда, первый этап которой должен начаться 20 декабря т.г. И одним из основных требований, кроме повышения зарплаты, ставится вопрос заключения трудовых договоров.
 
В заключении своего выступления Н,Подшибякина заострила внимание собравшихся на том, что безусловно для всех трудящихся должны действовать государственные гарантии в области труда и социальнойзащиты. Иначе это приведёт к деградации трудового потенциала и истощению трудовых ресурсов и создаст нестабильную ситуацию в государствах. 
 
Подводя итоги обсуждению, организаторы  мероприятия отметили, что обсуждения и проработку вопроса платформенной занятости необходимо продолжить. Планируется в начале 2023 года начать работу по подготовке Концепции модельного закона о платформенной занятости, а на весеннем заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам рассмотреть уже первый вариант проекта модельного закона.