Актуально

ЗАСЕДАНИЕ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СНГ

пятница, 19 мая 2023 г.
18 мая в Санкт-Петербурге под председательством депутата Национального Собрания Республики Армения Алексея Сандыкова прошло заседание Постоянной комиссии по экономике и финансам при Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств.
В работе Комиссии приняли участие заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина и секретарь Федерации независимых профсоюзов России, представитель  ФНПР в Северо-Западном федеральном округе РФ Ольга Федулова.
 
В заседании приняли участие Генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий и его заместители, парламентарии и эксперты из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, представители профильных ведомств, сотрудники Секретариата Совета МПА СНГ. 
 
Генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий  представил кандидатуру Романа Левина в качестве секретаря Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам.
 
Члены Постоянной  комиссии заслушали информацию о работе над проектом Специальной части модельного Налогового кодекса для стран СНГ в новой редакции в части налога на имущество, земельного и транспортного налогов. При работе над документом были учтены национальные особенности государств Содружества в сфере налогообложения.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин отметил накопленный опыт стран СНГ в вопросах налогообложения, а также подчеркнул, что принимаемые налоговые акты будут важны не только для бизнеса и представителей власти, но и граждан.
В условиях растущей интеграции стран СНГ в экономической сфере значимой задачей является обобщение налоговых систем и ее механизмов: исчисление и уплата налогов. Это позволит создать благоприятные условия для бизнеса и развития единого внутреннего рынка. Нововведения направлены на гармонизацию законодательства государств СНГ в данной сфере.
 
Члены комиссии рассмотрели проект Рекомендаций по развитию сотрудничества государств Содружества в сфере экономической безопасности. Их цель – создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни и благосостояния граждан СНГ. Повышение уровня экономической безопасности будет способствовать сотрудничеству с региональными организациями и такими интеграционными объединениями, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Было предложено доработать проект с учетом обсуждения, состоявшегося на заседании Экспертного совета по экономике при МПА СНГ 11 мая 2023 года.
 
О ходе работы над проектом модельного закона «О платформенной занятости» рассказали партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП АО «Лучший выбор» Александр Долгов, директор по развитию ООО «Рокет Ворк» Яна Данилова и заместитель генерального секретаря Всеобщей конфедерации профсоюзов Наталья Подшибякина.
В своем выступлении Н. Подшибякина отметила, что трансформация экономики, появление цифровых платформ значительно повлияло на рынок труда, формы и виды занятости. В странах региона появились платформенные работники. Конечно, создаются возможности для развития экономики, но одновременно усиливаются риски, связанные прежде всего с необеспечением прав и гарантий для таких работников. А это чревато конфликтами, судебными разбирательствами и ростом социального напряжения.
Пока еще в странах региона платформенных работников не так много. Но очень высокие темпы их увеличения. Было подчеркнуто, что быстро растущий сегмент рынка труда – это сектор, обладающий большим протестным потенциалом, активизация которого крайне нежелательна.
По данным МОТ, число протестов платформенных работников в мире растет. Как показал анализ протестов самозанятых, например, в России за 2018-2022 гг. 153 конфликта с их участием были тесно связаны с вопросами оплаты и условий труда, а также социальных гарантий.
У большинства работников, например, секторов такси и доставки длинный рабочий день и высокая интенсивность труда. Значительная их часть трудится семь дней в неделю. Примерно 28% опрошенных водителей сервисов такси три или четыре дня в неделю работают свыше 12 часов, а половина курьеров – свыше 10 часов. 
То есть обеспечение уровня дохода, превышающего минимальные потребности, требует постоянной работы в объеме, превышающем стандартную рабочую неделю. Нестабильность и непредсказуемость заработка, отсутствие или слабая связь действующих минимальных тарифов с национальными нормами минимальной оплаты труда, может увеличивать сегмент низкооплачиваемой занятости или провоцировать избыточно интенсивную занятость, чреватую систематическими переработками, переутомлением, несоблюдением режима труда и отдыха, и рисками для здоровья. То есть привести к «выгоранию» трудовых ресурсов.
Кроме этого, ограниченный доступ к основным социальным гарантиям, отсутствие отпусков и больничных создаёт высокие риски неблагополучия в случае временной нетрудоспособности и по завершению трудовой карьеры. последствия как для самих работников, так и для экономики в целом. 
Отсутствие прав и гарантий платформенных работников сказывается и на обществе в целом. В России, например, в связи с ростом платформенных работников в такси резко увеличилось количество аварий на дорогах, в том числе с тяжелым исходом. Не случайно в декабре прошлого года здесь принят закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…", который вводит ряд принципиально новых положений. В нем определяются права, обязанности и устанавливается ответственность служб заказа легкового такси - агрегаторов. При этом устанавливается возможность получения разрешения на перевозку легковым такси самозанятыми лицами. В этом случае нормы рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством, порядок учета такого времени устанавливаются Правительством РФ. Но как практически реализовать выполнение этих норм самозанятыми? 
Минтранс РФ подготовил проект постановления Правительства, в котором ограничивается максимальная продолжительность смены водителей такси 12 часами — по их истечении водители не должны получать новые заказы от агрегаторов. Прописана также обязанность водителей брать перерыв — не позже чем через пять часов после начала смены. Заказы во время перерыва водителю поступать не должны. Предлагается также запретить и передачу водителю новых заказов до завершения текущей поездки. Но такие ограничения легко обойти. Явно напрашивается вывод, что отношения агрегатора и водителя должны регулироваться кроме отраслевого закона и трудовым законодательством путем заключения трудового договора. 
Такая практика существует в Казахстане. На платформе ТОО «Яндекс.ТаксиКорп» Казахстанским представителем Яндекс GO занято около 150 тыс человек, а сам сервис сотрудничает с 63 казахстанскими таксопарками, где работники оформлены по трудовым договорам и перед выходом на линию есть медосмотр.
Изложенное, а также ряд других положений свидетельствуют о необходимости снятия всех негативных явлений как для общества, так и для отдельного человека, что предполагает отражение в проекте рассматриваемого закона прав и гарантий платформенных работников. Подробно ВКП изложила свои предложения и замечания в письменном виде., которые были представлены членам Комиссии
Постоянная комиссия приняла всю прозвучавшую информацию к сведению. Принято решение сформировать рабочую группу по разработке модельного закона «О платформенной занятости» и обратиться в национальные парламенты с просьбой определить кандидатуры для включения в состав группы. По просьбе ВКП в состав Рабочей группы войдет Руководитель Департамента ВКП Александра Баленко.
 
Алексей Сандыков представил информацию о работе Постоянной комиссии МПА СНГ по экономике и финансам в 2022 году. Комиссия вела работу по ряду документов, из которых семь модельных законов и другиие нормативно-правовые акты были приняты на 55 пленарном заседании МПА СНГ.