Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (17 апреля 2019 года, г. Москва)

17 апреля 2019 года состоялось очередное заседание Комиссии по Экономическим вопросам при Экономсовете СНГ. От Всеобщей конфедерации профсоюзов присутствовала заместитель руководителя Департамента по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся Савинова В.О.

 
В заседании приняли участие полномочные представители от Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также заместитель Председателя Исполкома СНГ Иванов С.И., представители Межгосударственного статкомитета СНГ, уставных и других органов СНГ, ведомств, учреждений, организаций. 
 
Рассмотрены все вопросы повестки дня – это 14 вопросов, часть из которых будут внесены на рассмотрение очередного заседания Экономического совета СНГ.
В преддверии 82 заседания Экономического Совета СНГ 7 вопросов были посвящены итогам выполнения различных направлений, а именно: Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г.; выполнения основных макроэкономических показателей стран СНГ за 2018 г.; совместной деятельности антимонопольных органов; деятельности в области развития медико- санитарной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн и локальных конфликтов; деятельности по розыску военнослужащих без вести пропавших в период воны в Афганистане; совместных мер в сфере энергетики.
 
Документ «О выполнении Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы» подготовлен на основе материалов, полученных от независимых государств (не представили информацию Кыргызстан и Таджикистан). В документе отражена деятельность стран СНГ по 20 направлениям и выполнение 291 мероприятия в области развития межгосударственного инновационного пространства; торгово-экономического сотрудничества в рамках зоны свободной торговли; правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности; в области создания рынка труда; сотрудничества в социально-экономической сфере; повышения эффективности использования материальных и природных ресурсов и энергосбережения; развития конкурентной политики.
Материал очень подробно освещает сотрудничество государств в отдельных отраслях экономики – в частности в энергетике и транспорте, промышленности и лесном хозяйстве, сферах информационно-коммуникационных услуг и космоса, в агропромышленном комплексе. Этот документ изложен более чем на 300 листах и его предложено было представить в качестве информационно - аналитического материала к заседанию ЭС СНГ.
Специальный раздел в документе посвящен развитию рынка труда и регулированию миграционных процессов в Содружестве. Доступ к системе мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии рынков труда и наличии вакантных рабочих мест обеспечивается с использованием Интернета. На сайтах профильных министерств и ведомств государств- участник СНГ размещен баннер «Рынок труда».
 
Для информационного обмена данными о состоянии рынков труда Статкомитет СНГ ежегодно выпускает статсборник « Мониторинг состояния национальных рынков труда в странах СНГ».
Сотрудничество в этой сфере происходит и в рамках Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защиты населения государств-участников СНГ. Осуществляется реализация мероприятий по противодействию незаконной миграции.
 
Интересным было выступление заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Голомолзина А.Н. «Об основных направлениях деятельности антимонопольных органов государств-участников СНГ». Он рассказал, как конкретная деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной политике приносит реальные результаты в решении вопросов развития конкуренции на рынках авиаперевозок, телекоммуникаций, на рынке услуг, продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях, на рынках нефти и нефтепродуктов, на рынках лекарственных средств. В докладе по этому вопросу отражается и формирование конкурентной политики в условиях развития цифровой экономики. 
Материал вызвал широкий интерес членов комиссии и присутствующих и было принято решение разметить материал на сайте Исполкома СНГ.
 
Обсужден вопрос «Об основных макроэкономических показателях развития экономики государств-участников СНГ за 2018 год», который докладывал председатель Межгосударственного статкомитета СНГ Соколин В.Л.
Еще в 2010 году решением Совета глав правительств СНГ были приняты основные целевые макроэкономические показатели развития экономики государств – участников СНГ. И правительствам государств – членов СНГ при осуществлении экономической политики, было рекомендовано ориентироваться на достижение определенных значений показателей, характеризующих степень макроэкономической стабильности в регионе, включая стабильность цен, устойчивость государственных финансов и финансовых рынков. В частности:
 - годовой дефицит консолидированного бюджета - не более 4% ВВП,
 - государственный долг (внешний и внутренний) - не более 80% от ВВП,
 - превышение уровня инфляции – не более 5п.п.,
 - превышение среднегодового показателя средневзвешенной ставки по долгосрочным кредитам экономики над среднегодовым показателем средневзвешенной ставки по долгосрочным кредитам экономике для трех государств СНГ с наименьшим ростом цен - не более 3 п.п.
По первым двум показателям все страны СНГ выдержали принятые рекомендации, по уровню инфляции Туркменистан, Украина и Узбекистан превысили эти значения. Четвертый показатель превысили немного Казахстан, а также Узбекистан и Таджикистан.
В материале приводятся интересные цифры сравнения основных показателей стран Содружества со странами ЕС, США, Китая и другими.
 
Был рассмотрен вопрос « О проекте Плана мероприятий по реализации Стратегии «Здоровое население государств-участников СНГ на 2020-2021годы». Основанием, для разработки этой Стратегии явилась демографическая проблема в государствах СНГ, а именно устойчивое старение и сокращение численности населения, рост количества преждевременных случаев смерти от неинфекционных заболеваний (НИЗ) при относительно невысоком уровне рождаемости.
Среди всех этих НИЗ существуют 4 группы, которые являются наиболее частой причиной смерти и инвалидности. Это сердечно-сосудистые, онкологические, хронические респираторные заболевания и сахарный диабет.
По данным ВОЗ, ежегодно в общей смертности населения более 80% занимают НИЗ. Причем в странах СНГ за последние 20 лет смертность по их причине увеличилась на 10%. Однако большинство этих случаев можно предотвратить путем сокращения воздействия факторов риска: нездоровое питание, недостаточна физическая нагрузка, воздействие табачного дыма или злоупотребление алкоголем, психологическое состояние, экология и некоторые другие. Опыт многих стран показывает, что вклад в развитие профилактических мероприятий может привести к снижению смертности от НИЗ от 40 до 70%.
Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан. Она требует совместной работы всех ведомств, включая здравоохранение, финансы, транспорт, образование и другие, что и отражено в проекте документа. Также в плане предлагается некоторые моменты реализовать через усовершенствование национального законодательства.
Проект этого плана был разработан Республикой Беларусь и Российской Федерацией и был одобрен на 27 заседании Совета в 28 апреля 2017 г, после чего был доработан на экспертном уровне. В Работе над проектом приняли участие практически все станы Содружества.