Архив новостей

ЯнварьФевральМарт
АпрельМайИюнь
ИюльАвгустСентябрь
ОктябрьНоябрьДекабрь

Актуально

Заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека (22 октября 2019 года, г. Санкт-Петербург)

22 октября 2019 года в Таврическом дворце – штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ  состоялось очередное заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека.

 
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также представители научных кругов, профильных ведомств и международных структур.
От ВКП в заседании приняли участие руководитель Юридического департамента Н.А.Пекина и заместитель руководителя Департамента по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся В.О.Савинова.
 
Заседание началось с организационного вопроса. Путем открытого голосования заместителем председателя Комиссии был вновь избран член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Юрий Николаевич Березуцкий.
 
Рассмотрение основных вопросов повестки дня началось с обсуждения подготовки к намеченному на 2020 год IV Санкт-Петербургскому международному форуму труда – крупнейшей в Российской Федерации дискуссионной площадке по проблемам рынка труда и развития человеческого капитала. 
О ходе подготовки этого мероприятия докладывал председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Д.С.Чернейко.
В программу форума 2020 года включено обсуждение модельных Трудового и Миграционного кодексов для государств – участников СНГ, которые находятся в разработке у Комиссии. Помимо этого, на мероприятии будет рассмотрен ряд других вопросов из сферы компетенции Комиссии, таких как регулирование трудовой миграции в интересах развития общего рынка труда государств – участников СНГ и обзор цифровых продуктов и решений, которые могут иметь сквозное применение во всех странах Содружества.
В решении Комиссии по этому вопросу кроме принятия к сведению этой информации и включения этого мероприятия в план работы МПА на 2020 год, было рекомендовано членам профильных комиссий МПА принять участие в Форуме.
 
Центральными в повестке дня заседания стали вопросы о разрабатываемых Комиссией модельных Трудовом и Миграционном кодексах для государств – участников СНГ. 
 
Доцент кафедры гражданского и трудового права Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Галина Елистратова,выступившая в роли разработчика Модельного трудового кодекса, сообщила участникам заседания о наиболее интересных дополнениях и изменениях, включенных в проект. Поскольку обсуждаемая редакция содержит новую главу о предоставлении труда работников по договору, отсутствовавшую в предыдущих редакциях, ВКП 29 сентября 2019 года направила в письменном виде в Комиссию соответствующие замечания и предложения. По итогам обсуждения члены Комиссии приняли решение одобрить в целом проект с учётом замечаний, представленных в ходе заседания, и просить Совет МПА СНГ включить соответствующий вопрос в повестку дня очередного пленарного заседания МПА СНГ, перед этим рассмотрев в рабочем порядке предложения, поступившие от ВКП. Заседание рабочей комиссии по данному вопросу с участием представителя ВКП состоится 5 ноября 2019 года.
 
Переработанный проект Модельного Миграционного кодекса для государств – участников СНГ представил заместитель председателя Постоянной комиссии Ю.Н. Березуцкий.
Разработка этого документа  ведется уже второй год.
Первоначально предполагалось, что Модельный Миграционный кодекс должен отразить все возможные аспекты этой темы.
В  своем первом письме  от 5 октября 2018 года ВКП высказывала сомнения  по поводу заявленной цели Кодекса, а именно возможности унификации правоприменительной практики по данному вопросу, поскольку политика направляющих и принимающих государств различна, что и отражено в национальных законодательствах. Международный опыт свидетельствует, что существующие нормы международного права касаются  только прав мигрантов, но не вопросов регулирования этих процессов (Всеобщая декларация прав человека, Международная конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции МОТ № 97 и № 143 и др.).
ВКП отмечала, что, как показывает мировая практика, миграционное право, относящиеся к иностранным гражданам, определяется национальным законодательством конкретного государства, и эти национальные законодательства сильно различается по странам в зависимости от политического режима, социально-экономических возможностей и потребностей государства и общества в приёме или направлении мигрантов. 
 
Тем не менее разработка документа продолжается.
15 апреля 2019 года ВКП направила в Комиссию ещё одни замечания к новому варианту проекта Модельного кодекса, часть из которых была учтена. Так, из документа по инициативе ВКП были исключены положения, касающиеся беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, принимая во внимание имеющие место в настоящее время трудности в сближении законодательства стран Содружества в области медицинского, пенсионного обеспечения, в вопросах налогообложения ВКП предложила решение этих вопросов убрать из компетенции данного Кодекса и отнести к компетенции национального законодательства и международных соглашений и актов, участниками которых является конкретное государство.
Это предложение ВКП также получило отражение в проекте Кодекса.
Учитывая, что проектом предполагается использование государственными органами, уполномоченными в сфере миграции, услуг негосударственных сервисных организаций, ВКП настаивала на необходимости раскрыть принципы и порядок реализации функции государственного надзора и контроля за деятельностью этих организаций, учитывая, что они являются коммерческими и их основная цель – получение прибыли.
В результате  проект был дополнен статьей 141 «Государственный надзор и контроль за деятельностью сервисных организаций по оказанию услуг в сфере миграции».
Кроме того на заседании было сообщено, что разработчики пришли к выводу, о чем ВКП предупреждала в своем первом письме, что объять всю тему в этом документе невозможно, и было принято решение сосредоточиться на  «чисто миграционных вопросах».
 
Однако в проекте Кодекса остались четыре статьи (137–140),  в которых по сути делается попытка регламентации деятельности коммерческих организаций (в частности негосударственных сервисных организаций, оказывающих услуги в сфере миграции).
В письме от 10 октября 2019 года ВКП настаивала на исключении этих статей из Кодекса.
Перечисленные статьи предоставляют одним коммерческим организациям дополнительные права, а также дополнительные обязанности по отношению к другим коммерческим юридическим лицам. Это нарушает и положения конституций государств СНГ о свободе предпринимательской деятельности. 
Все эти нормы должны, на взгляд ВКП, быть отражены в уставных документах негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере миграции и договорах на оказание ими услуг (где прописываются права и обязанности сторон).
Тем более, что п. 4 статьи 141 проекта модельного Миграционного кодекса  гласит, что  «…в случае возникновения претензий к сервисной организации со стороны  обратившегося за ее услугами юридического или физического лица  претензии урегулируются в порядке, предусмотренном договором  этой организации с обратившимся к ней лицом.»
Разработчики заверили, что при доработке проекта документа  дополнительно рассмотрят предложения ВКП и учтут высказанные замечания.
Комиссия приняла решение направить проект модельного Кодекса в профильные комитеты и комиссии парламентов государств – участников СНГ для получения дополнительных замечаний, предложений и экспертных заключений.
После этого проект документа будет вновь рассматриваться на очередном заседании Постоянной комиссии.
 
На заседании были также рассмотрены проекты модельных законов «О беженцах» и «О донорстве органов», а также модельного Соглашения о банке недействительных документов, удостоверяющих личность, государств — участников СНГ. Члены комиссии признали работу над этими документами завершенной и приняли решение просить Совет МПА СНГ вынести соответствующие вопросы на очередное пленарное заседание МПА СНГ. 
 
Также участники заседание обсудили ход работы над проектами модельных законов «Об обеспечении прав детей на охрану здоровья в государствах — участниках СНГ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и рекомендаций «О клинических протоколах при оказании медицинской помощи в государствах — участниках СНГ» и «О доступе к информации о правовом статусе граждан». 
 
В завершение заседания были рассмотрены вопросы об итогах выполнения Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2016–2020 годы и о предложениях в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2020–2022 годы; об итогах рассмотрения в парламентах государств – участников СНГ вопроса о возможности ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака и об информации об итогах Технического брифинга по вопросам создания сети парламентариев в сфере здоровья в рамках 69-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения.