Актуально

РАЗВИВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ПРОФСОЮЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

понедельник, 23 мая 2011 г.

Делегация Международной конфедерации профсоюзов  железнодорожников и транспортных строителей приняла участие в 54-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, состоявшемся 18–19 мая в Хельсинки во дворце «Финляндия».

В работе Совета приняли участие железнодорожные администрации стран Балтии, Болгарии и Финляндии, то есть стран с шириной железнодорожной колеи 1520 мм. Вел заседание Совета его председатель, президент ОАО «РЖД» В.Якунин.

Совет координирует межгосударственные перевозки в регионе стран СНГ и Балтии. Благодаря его деятельности сохранено технологическое единство железнодорожной сети, общее информационное пространство, проводится согласованная тарифная политика и развитие инфраструктуры, научно-техническое сотрудничество железных дорог. Все это является базой роста межгосударственных перевозок, способствует развитию экономик наших стран.

В делегацию МКЖП входили генеральный секретарь Конфедерации Г.Косолапов, председатели отраслевых профсоюзов Беларуси – В.Ринг, Казахстана – О.Ахметбаев, Литвы – В.Лигейка, Молдавии – П.Висан.

На Совете были рассмотрены организационно-технологические вопросы работы железных дорог стран региона. В 2010 г. перевезено 2117,2 млн. тонн грузов, что на 8,7% больше чем в 2009 г., на 8% вырос грузооборот. Положительная тенденция роста перевозок отмечена в большинстве стран и в 1 квартале 2011 г.
В 1996 г. Конфедерации профсоюзов был предоставлен статус наблюдателя в Совете, что стало логическим подтверждением присутствия социальной составляющей в его деятельности.
Сотрудничество Совета по железнодорожному транспорту с Международной Конфедерацией профсоюзов позволило заложить основы новому для отрасли явлению – социальному диалогу на межгосударственном уровне.
По предложениям МКПЖ Советом были приняты ряд соглашений социального плана, которые предоставляют ежегодно дополнительные социальные гарантии почти 300 тысячам железнодорожников и ветеранов отрасли.
С первых дней своего образования Конфедерацией уделяется особое внимание анализу оплаты труда, социальных льгот железнодорожникам и за прошедшие годы собран уникальный статистический материал в этой области. Ежеквартально МКПЖ запрашивает и получает от профсоюзов и ж.д. администраций статистические данные по оплате труда, а по итогам года – в социально – трудовой области, анализ которых приобщается к документам заседаний Совета по железнодорожному транспорту.

Итоги 2010 г. показали, что повышение уровня перевозок привело к росту доходов железнодорожников. Зарплата составила в пересчете от 240 до 370 дол. в месяц в Кыргызстане, Азербайджане, Молдове, Армении и Украине, в Беларуси 510 дол., Казахстане 570 дол., России 950 дол., в странах Балтии 1100-1200 дол. В большинстве стран средняя зарплата  железнодорожников на 15-50% превышала номинальную зарплату, кроме Азербайджана (56%) и Молдовы (92%).

В период работы Совета состоялась рабочая встреча руководителей профсоюзов МКПЖ с орг. секретарем профсоюза железнодорожников Финляндии по молодёжной работе Ю.Пяйвио и председателем профсоюза машинистов Р.Элоненом.

На железных дорогах Финляндии работает около 12 тыс. чел., 95% состоит в 5 профсоюзах, наиболее крупные из них (вместе объединяют более 70%) – железнодорожников и машинистов, которым соответственно 105 и 113 лет. В 2009 г. был начат новый этап реформ железных дорог страны, целью которого было повышение рентабельности компании. В частности, предусматривалось 10-процентное сокращение персонала, или около 1,2 тыс. чел. Профсоюзам в результате однодневной забастовки удалось вынудить руководство холдинга начать переговоры. В итоге принятия специальной программы трудоустройства и переподготовки высвобождаемых удалось избежать масштабных сокращений. Средняя заработная плата железнодорожников 34,5 тыс. евро, машинистов – 51,5 тыс. евро в год при налогах с этой суммы 32%. Членские взносы в профсоюзе машинистов 1,3%, железнодорожников – 1,47% заработка. С 1994 г. введена работа машинистов в «одно лицо», что потребовало большой подготовительной работы, принятию новых документов по режиму труда и отдыха.

Также состоялись двусторонние встречи МКПЖ с руководителями железных дорог Грузии, Молдовы, Литвы и Эстонии по поводу взаимоотношения с профсоюзами, выполнения социальных программ.

В программе проведения Совета было предусмотрено ознакомление участников с работой ряда предприятий и образцами новой техники.