Актуально

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ

среда, 2 сентября 2015 г.

В г. Москве 2 сентября состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых Государств.

 
В нём приняли участие члены Комиссии из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, представители ряда отраслевых органов СНГ, Статкомитета СНГ, профсоюзных структур, заместитель председателя Исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГС.И.Иванов, ответственные сотрудники Исполкома СНГ.
От ВКП в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.
 
Председательствовал на заседании полномочный представитель Республики Казахстан при Экономическом совете СНГ О.А.Песков.
 
Члены Комиссии внимательно рассмотрели вопросы повестки дня, связанные с углублением многостороннего сотрудничества в отдельных сферах экономики и с совершенствованием деятельности базовых организаций Содружества.
 
Комиссия одобрила проект Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ по вопросам перемещения радиоактивных источников. Указанный документ будет внесен на рассмотрение Экономического совета СНГ.
 
Был рассмотрен вопрос о социальной защите работников дорожной отрасли государств – участников СНГ. Докладчиками по нему выступили заместитель руководителя секретариата Межправительственного совета дорожников, в недрах которого был подготовлен данный вопрос по инициативе Международного объединения профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства, и заместитель председателя МОП трансдорхоз Н.Д.Силкин.
Следует отметить само рассмотрение данного вопроса Межправительственным советом дорожников (МСД). На основе анализа соответствующих отраслевых соглашений по материалам дорожных администраций государств – участников СНГ с участием Международного объединения профсоюзов работников транспорта и дорожного хозяйства (МОП трансдорхоз) была подготовлена Информация о социальной защите работников дорожной отрасли государств СНГ. Она была одобрена на XXXV заседании МСД 8 октября 2014 года, где был заслушан доклад председателя МОП А.Л.Шурикова.
Инициатива профсоюза основывалась на необходимости улучшить положение работников отрасли и исходила из того, что решение социальных вопросов является залогом стабильного развития отрасли и повышения её кадрового потенциала.
В Информации приведена динамика развития социальной сферы в дорожной отрасли государств, рассмотрены проблемные вопросы социальной защиты работников дорожного хозяйства, обозначены актуальные направления дальнейшего развития социального партнерства. Сделаны выводы о развитии профсоюзного движения в дорожной отрасли, что ведёт к улучшению социально-экономического положения работников, доступности использования социальной инфраструктуры, достижению поставленных целей, например, таких как повышение зарплаты работников, организация процесса горячего питания и других.
За последнее время руководством министерств транспорта и дорожной отрасли государств СНГ на основе социального партнерства совместно с профсоюзами осуществляется значительная работа по улучшению социально-бытовых условий дорожников. Заключаются и реализуются отраслевые соглашения, коллективные договоры, в которых предусмотрены меры по повышению зарплаты, установлению различных доплат, надбавок, дополнительных льгот для работающих. Осуществляются мероприятия по улучшению условий и охраны труда, обеспечению горячим питанием и другие.
Например, в Российской Федерации между Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта принято принципиальное решение об установлении базовой тарифной ставки в зависимости от величины прожиточного минимума в регионе. Важно, что этот показатель учитывается при расчётах стоимости дорожных работ. Определён широкий перечень доплат и надбавок практически по всему спектру работ, обозначены обязательства руководства предприятий по соблюдению режима труда и отдыха, выплате конкретных социальных льгот и компенсаций дорожникам. Такую практику реализации социальной политики можно считать весьма позитивной.
Вместе с тем состояние социальной защиты работников отрасли во многих дорожных организациях в полной мере не отвечает современным требованиям. Это, прежде всего, низкий уровень заработной платы (от 80 до 100 долл. составляет заработная плата дорожника в Таджикистане, до 570 долл. – в России), что на 20–30% ниже, чем в целом по транспортной отрасли. Это и вошедшие в практику попытки экономии расходов за счёт снижения социальных затрат. В отрасли много профессий с вредными условиями труда. В ряде государств Содружества их более 20. Нередко предпринимаются попытки пересмотреть соответствующие надбавки, практически не улучшая при этом условия труда.
В ряде случаев ослаблено внимание к охране труда. Далеко не везде на должном уровне проведена аттестация рабочих мест. Все меньше средств направляется на профилактику травматизма. Во многих организациях стало нормой снижение расходов на охрану труда, специалистам по охране труда вменяются нагрузки по 2-3 направлениям. Не случайно уровень травматизма в дорожных организациях практически не снижается.
В некоторых дорожных организациях заметно снизилось внимание к бытовым условиям дорожников. Организация горячего питания, например, перестала быть актуальной. В связи с этим Межправительственным советом дорожников было принято решение попросить белорусских коллег поделиться опытом работы в этом направлении.
Утрата достижений по созданию достойных условий труда на многих дорожных предприятиях, доступности использования социальной инфраструктуры привела к снижению привлекательности работы в отрасли. Текучесть кадров во многих организациях превышает 40%. Молодежь до 35 лет составляет всего около 20%. В условиях прихода современной техники проблема подготовки кадров, привлечения молодежи в отрасль является одной из самых острых. Именно наличие соцпакета становится важнейшим фактором привлечения на предприятия молодых кадров.
Одним из реальных путей повышения социальной защищенности работников является реализация отраслевых соглашений, заключенных с профсоюзами. В настоящее время на большинстве предприятий заключаются коллективные договоры. Однако реализация обязательств по коллективным договорам вызывает тревогу. Ссылаясь на нехватку средств, работникам отказывают в выплате надбавок, материальной помощи. К сожалению, перестали отмечать достижения людей труда, уходит в прошлое вручение грамот, дипломов, исчезают доски почёта. Практически утрачено такое явление, как наставничество.
Профсоюз высказал готовность активно сотрудничать с руководителями отраслевых министерств, дорожных организаций по улучшению условий труда работников дорожной отрасли, закреплению кадров. Такой же позиции придерживаются и руководители дорожных организаций.
Межправительственный совет дорожников и Международная конфедерация профсоюзов считают необходимым на основе социального партнёрства предпринять конкретные меры по повышению уровня социальной защищенности работников дорожных организаций. Совместными усилиями будет осуществлен комплекс мер по созданию для работников дорожных организаций надлежащих условий труда и отдыха, а также активному привлечению на работу в отрасль молодежи.
Информация о социальной защите работников дорожной отрасли государств – участников СНГ была принята к сведению.
 
Комиссия одобрила также проект Положения о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области научно-технического обеспечения развития транспортного комплекса.Документ будет внесен на рассмотрение Экономического совета СНГ.
 
Экономическая комиссия обсудила проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в области профессионального образования в сфере электроэнергетики, внесённый Электроэнергетическим Советом СНГ, в работе которого активно участвует МОП «Электропрофсоюз» (председатель В.И.Бондарев).
Целью указанного проекта Соглашения является взаимодействие государств СНГ по принятию согласованных мер в сфере профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала электроэнергетической отрасли.
Проект Соглашения предусматривает разработку механизмов по координации интеграционных процессов и сближению систем профессиональной подготовки персонала электроэнергетической отрасли государств региона. Документ отражает необходимость согласования типовых программ профессиональной подготовки квалифицированного персонала в сфере электроэнергетики. Важным его элементом является правовое и организационное обеспечение взаимного признания эквивалентности документов государств СНГ в области профессионального образования электроэнергетической отрасли.
Проект Соглашения определяет основные направления и механизмы сотрудничества, в том числе межгосударственный информационный обмен; согласование требований и принципов профессиональной подготовки специалистов в отрасли; научно-методическое обеспечение сотрудничества; взаимодействие ЭЭС СНГ с Советом по сотрудничеству в области образования государств Содружества.
Документ был одобрен и будет внесен на рассмотрение Экономического совета СНГ.
 
Комиссия приняла к сведению информацию о взаимодействии государств – участников СНГ с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). Она будет направлена в правительства государств Содружества для информирования заинтересованных министерств и ведомств и размещена на сайте Исполкома СНГ.
 
Был рассмотрен также ряд организационно-финансовых вопросов.