Актуально

КОЛЛЕГ ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ПРИНИМАЛА СТОЛИЦА АЗЕРБАЙДЖАНА

среда, 18 октября 2023 г.

Очередное заседание Исполкома Международной Конфедерации профсоюзов работников водного транспорта (МКПРВТ) прошло в Баку в конференц-зале гостиницы «Yacht Club».

 

В повестку дня были включены такие вопросы:
  • Отчёт о работе Исполкома МКПРВТ за период с октября 2022 года по сентябрь 2023 года
  • О социально-экономическом положении на водном транспорте в регионе и действиях профсоюзов.
  • О практике работы Российского профсоюза докеров (РПД).
  • О реализации требований Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве» (КТМС) (с учётом дополнений).
  • О Плане реализации решений VII съезда МКПРВТ.
  • О работе Всеобщей Конфедерации профсоюзов (ВКП) (по итогам IX съезда).
  • О финансовом положении МКПРВТ.
  • О размере, сроках и порядке уплаты членских взносов в МКПРВТ в 2024 году.
Для более углублённого обсуждения всех заявленных вопросов повестки были подготовлены обстоятельные информационные записки.
 
Так, в записке «О социально-экономическом положении на водном транспорте в регионе и действиях профсоюзов», отмечено, что ситуация в отрасли в данный момент определяется двумя основными факторами.
 
Первый обусловлен последствиями разразившегося с самого начала 2020 года коронавируса COVID-19.  Из-за многочисленных ограничений, связанных с пандемией, суда не могли свободно заходить в порты, а моряки – свободно сойти на берег. Нарушилось нормальное авиасообщение. Моряки, отработавшие контракты, не имели возможности отправиться домой к своим семьям, а их коллеги, заключившие новые контракты, добраться до нужного им порта и судна.
Вследствие возникшего глобального кризиса и задержки смены экипажей моряки часто были вынуждены оставаться на судах по году и даже более, что грубо противоречило всем существующим нормам и международным конвенциям, скверно влияло на здоровье моряков.
 
Второй фактор, провоцирующий дополнительные значительные проблемы и ухудшающий социально-экономическое положение, обусловлен многочисленными санкциями, введёнными США и их западными союзниками против России и Беларуси. В числе таких санкций как общеэкономические (например, запрет экспортно-импортных перевозок и захода судов под российским флагом или относящихся к российским резидентам в порты этих стран), так и финансовые (конкретные ограничения на переводы заработанных моряками денег в иностранной валюте своим семьям). И, поскольку более 85% всех грузов в международной торговле перемещаются посредством морского судоходства, то такие введённые санкции, по мнению западников, в значительной степени ухудшают социально-экономическое положение в подсанкционных государствах. Ведь именно эту цель и ставят перед собой наши противники.
К санкционным проблемам можно добавить (в основном для российских моряков) немалые трудности с трудоустройством, заключением новых контрактов и получением рабочих виз, а также возможностью сойти на берег во многих портах (эта проблема стала менее острой, ибо пик пандемии COVID-19 в целом можно считать преодолённым).
 
В записке «О практике работы Российского профсоюза докеров (РПД)» подчёркнуто, что РПД, отметивший в 2022 году 30-летие своей деятельности, проделал за это время большую работу, прикладывая значительные усилия для достижения своей главной цели – защиты социально-экономических прав и интересов работников.
При этом один из важных итогов истекшего периода – наличие первичных организаций РПД практически во всех крупных портах страны.
Конечно, имеются и проблемы. Профсоюзу не приходится забывать и об отдельных попытках работодателей прибегать к заёмному труду и вместо аттестованных квалифицированных докеров использовать посторонних работников, чей труд обходится существенно дешевле и которые в случае чего не позовут на помощь авторитетный профсоюз.
 
В записке «О реализации требований Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве» (КТМС) (с учётом дополнений)» особо отмечается, что очень важной особенностью Конвенции является предусмотренный в ней механизм её модернизации и внесения дополнений, что совершенно необходимо в современном мире, когда стремительно происходят абсолютно непредсказуемые ранее, но серьёзнейшие изменения.
Этот механизм существенно упростил обновление документа, в отличие от предыдущего периода, когда в дополнение к конвенциям, принятым много лет назад и почти утратившим своё реальное значение, приходилось принимать новые конвенции, именуя их пересмотренными. Теперь, постоянно действующий специальный трёхсторонний комитет (СТК) с особой компетенцией в любое время, когда сочтёт необходимым, может собраться и принять актуальные дополнения без особых административных нагромождений (но с утверждением на ближайшей сессии МОТ).
Благодаря указанному механизму поправки и дополнения вносились уже 4 раза.
 
В записке «О работе Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) (по итогам IX съезда)» подчёркнуто, что в апреле 1992 гда в Москве 7 национальных профцентров и 38 международных отраслевых объединений профсоюзов приняли решение о создании ВКП, и на  Первом конгрессе организации фактически был открыт новый этап в истории профсоюзного движения региона. Самое важное, что удалось сохранить организационное единство и сплочённость в новых политических и экономических условиях.
Отмечено, что на сегодня в рядах ВКП состоят национальные профцентры и отраслевые профобъединения, в рядах которых насчитывается около 30 млн  трудящихся. Очевидно, что сочетание регионального и отраслевого направлений придаёт структуре ВКП устойчивость, позволяет адекватно представлять как национальные, так и специфические отраслевые интересы членов профсоюзов.
Важно, что сотрудничество МКПРВТ с ВКП осуществляется на постоянной основе и по многим направлениям. Так, Конфедерация регулярно и активно участвует в работе тематических круглых столов, Молодёжного совета ВКП и специализированных комиссий ВКП: по вопросам профсоюзного строительства и международного сотрудничества; по защите социально-экономических интересов трудящихся и правовым вопросам; по гуманитарному сотрудничеству и информации; по вопросам гендерного равенства. 
 
По всем вопросам повестки дня в установленном порядке, с учётом поступивших поправок, приняты соответствующие постановления.
 
В тот же день состоялось очередное заседание Регионального комитета по социально-бытовому обслуживанию моряков. 
 
На следующий день для участников мероприятий были организованы экскурсия по столице Азербайджана и посещение Каспийского морского пароходства.