Конференция Евразийской экономической комиссии «Цифровизация и прогнозирование: развитие инструментов управления рынком труда в странах ЕАЭС» (28 сентября, г.Сочи)
Заместитель Генерального секретаря ВКП Н.Д.Подшибякина приняла участие в работе Конференции Евразийской экономической комиссии «Цифровизация и прогнозирование: развитие инструментов управления рынком труда в странах ЕАЭС», которая состоялась 28 сентября в Парке науки и искусства «Сириус» (федеральная территория «Сириус» г.Сочи). Заседание проходило в рамках VIII Всероссийской недели охраны труда (ВНОТ – 2023).
Цель форума – обмен опытом и лучшими практиками с представителями стран ЕАЭС по вопросам цифровизации, прогнозирования и инструментов управления рынком труда.
Модераторами Конференции выступили проректоры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» С.Ю.Рощин и Л.Н.Овчарова.
Заместители министров труда и социальной защиты (социальных вопросов), руководители федеральной службы по труду и занятости и представители этих органов России, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Беларуси, представители Евразийской экономической комиссии, Исполкома СНГ, научного сообщества, общественных организаций обсудили лучшие практики стран Евразийского союза по вопросам цифровизации, прогнозирования и инструментов управления рынком труда в целях модернизации деятельности государственных служб занятости. Был освещен и вопрос опыта прогнозирования рынка труда в Евразийской экономической комиссии, сотрудничества в сфере трудовой миграции, снижению безработицы, неформальной занятости в рамках СНГ (в частности совершенствования договорно-правовой базы, в том числе актуализации подходов при заключении двусторонних договоров, регламентирующих вопросы трудовой деятельности, включая организованный набор граждан, установления прозрачных административных процедур, необходимых для въезда, выезда, нахождения и осуществления трудовой деятельности в странах СНГ).
В своем выступлении Н.Д.Подшибякина акцентировала внимание на новых формах занятости на рынках труда стран региона. Было отмечено, что пока не существует единых универсальных решений по регулированию труда платформенных занятых и самозанятых, обеспечению им гарантий трудовых и социальных прав. Данная проблема содержит в себе множество нюансов и требует детального анализа для их решения. В представленном Докладе ВКП в Евразийскую комиссию
(он есть и на сайте ВКП) Конфедерация стремилась комплексно осветить сложившее положение по данному вопросу и представленные в нём предложения одобрены профцентрами стран Евразийского союза.
ВКП исходит из того, что при выработке форм регулирования новых видов занятости необходим гибкий подход, который учитывал бы всё существующее многообразие платформенных занятых, уровень их зависимости от платформ, масштаб контроля за организацией труда занятых со стороны платформ (система рейтингов, штрафы, отключение от доступа к сервису), отраслевую специфику и др.
Избыточное регулирование может привести к нивелированию преимуществ платформ. А при отсутствии регулирования условия труда и благосостояние работников целиком будет передано в ведение цифровых платформ – частных бизнес-структур, главная цель которых получение прибыли и которые фактически станут регуляторами рынков труда.
На сегодняшний день можно выделить два ключевых вопроса правового регулирования платформенной занятости и самозанятости: статус отношений платформы и занятых; социальная защита работников этих форм занятости.
В настоящее время идет дискуссия как классифицировать отношения между платформами и платформенными занятыми – считать их трудовыми или гражданско-правовыми. Сама форма организации труда через цифровые платформы, их разнообразие делает проблематичным однозначное решение.
Учитывая наличие двух типов цифровых платформ и разные условия занятости на них целесообразно сохранить два вида правоотношений: и трудовые, и гражданско-правовые. Причем на платформах II типа на основе геолокации законодательно закрепить применение трудовых договоров при оформлении самозанятых на работу. Это связано с непосредственными признаками наличия там трудовых отношений.
Необходимо ввести законодательное запрещение использования самозанятых без трудового договора на работах с опасными (вредными) условиями труда, а также на работах, связанных с профессиональным риском (строительство, транспорт и т.п.) или ввести перечень разрешенных видов деятельности.
Интересен опыт Казахстана. Так, на платформе ТОО «Яндекс. ТаксиКорп» – Казахстанским представителем ЯндексGO занято около 150 тыс человек, а сам сервис сотрудничает с 63 казахстанскими таксопарками, где работники оформлены по трудовым договорам и перед выходом на линию осуществляется медосмотр.
Кроме этого, по мнению профсоюзов, необходимо ввести механизм, обеспечивающий гарантии платформенным работникам и самозанятым по пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, оплате больничных листов и др. В настоящее время в большинстве государств СНГ эти вопросы решены частично или не решены вообще.
Здесь заслуживает внимания опыт Казахстана, который ввел обязательное социальное страхование и обеспечение для лиц, работающих по гражданско-правовым договорам с налоговым агентом (платформой). Страховые отчисления будут уплачиваться налоговым агентом без удержания из дохода физического лица.
Учитывая низкий уровень доходов большинства платформенных работников и самозанятых, предложение о добровольном страховании социальных рисков со стороны таких работников практически не будет реализовано, и вопрос обеспечения прав на социальные гарантии не будет решен. Неэффективность такого подхода подтверждает и мировая практика.
Для регулирования труда таких работников требуется законодательное закрепление их прав на объединение, создание или вступление в профсоюз и ведение коллективных переговоров.
Учитывая формирование общего рынка труда в Евразийском союзе, было бы целесообразным по возможности сблизить меры регулирования указанных форм занятости, что ставит вопрос расширения сферы применения Договора о Евразийском союзе для решения и координации не только экономических, но и социально-трудовых вопросов.