Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (18 октября 2023 года, г. Москва)
В Москве 18 октября состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ, в ходе которого рассмотрены вопросы экономического сотрудничества государств региона. От ВКП в работе Комиссии приняла участие заместитель генерального секретаря Наталья Подшибякина
В заседании участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы (наблюдатель), России, Таджикистана, Туркменистана, межгосударственных, межправительственных органов, представители министерств, ведомств, сотрудники Исполкома СНГ. В заседании принимали участие заместители Генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов и Денис Трефилов..
Вела заседание Председатель Комиссии, полномочный представитель Республики Кыргызстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Айгуль Рыскулова.
Комиссия одобрила проекты Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в сфере энергетики на период до 2035 года и Плана первоочередных мероприятий по её реализации, которые будут внесены на рассмотрение Экономсовета СНГ.
В настоящее время в энергетическом секторе наблюдаются тенденции к энергетическому переходу, предполагающие увеличение доли низкоуглеродной энергетики в контексте новых вызовов, связанных с климатическими изменениями. Происходит глобальная трансформация энергосистем, включающая энергоэффективность, декарбонизацию, децентрализацию, цифровизацию. Инновации в технологиях, рыночных механизмах и нормативном регулировании открывают новые возможности для успешной трансформации энергетической системы. Ощутимый прогресс достигнут в прорывных технологиях (возобновляемые источники энергии, энергоэффективные технологии, технологии накопления энергии, интеллектуальные сети, цифровизация, развитие электрического, водородного и газомоторного транспорта и др.).
Разработанные проекты документов отражают основные направления и механизмы взаимодействия на пространстве СНГ в энергетической сфере и нацелены на максимальное содействие социально-экономическому развитию и укрепление позиций государств Содружества на мировом энергетическом рынке. Усилия государств в рамках Концепции будут направлены на обеспечение устойчивого развития и эффективного использования энергетического потенциала; формирование благоприятных экономических условий для сотрудничества государств СНГ в энергетической сфере; обеспечение энергетической безопасности; структурную диверсификацию; обеспечение научно-технологического развития отраслей ТЭК; цифровую трансформацию и технологическое развитие; внедрение современных методов и совершенствование моделей управления крупными энергетическими системами; сотрудничество в области подготовки специалистов энергетических отраслей; содействие уменьшению негативного воздействия отраслей ТЭК на окружающую среду.
Проект Плана охватывает мероприятия по развитию взаимодействия государств СНГ в топливной промышленности (нефть, газ, уголь), электроэнергетике (традиционной и на основе возобновляемых источников энергии), атомной и водородной энергетике, в области энергоэффективности и энергосбережения, охраны окружающей среды и противодействия изменениям климата.
Принятие Концепции и Плана будет способствовать дальнейшему углублению взаимодействия стран региона в указанной области, охватывающей одновременно экономическую, торговую, научно-техническую, социальную, экологическую сферы и вопросы безопасности государств, а также созданию условий для устойчивого их развития.
Комиссия рассмотрела вопрос о препятствиях во взаимной торговле государств СНГ и рекомендациях по их устранению. Одной из основных целей проводимого мониторинга является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров с минимальным количеством ограничений и изъятий. Были приведены следующие данные:
Защитные меры – 27
(30 в 2022 г.)
В соответствии с нацио-нальным законодательством и нормами ВТО
|
Временные ограничения – 44
(39 в 2022 г.)
В соответствии с Договором о
зоне свободной торговли
от 18.10.2011
|
Экономические претензии – 15
(22 в 2022 г.)
Проблемные вопросы, выходящие за рамки Договора
|
Антидемпинговые меры – 24
(ЕАЭС – 7,
Украина – 17)
Специальные меры – 3 (Украина)
Компенсационные меры –0
|
Запреты на ввоз – 8
Запреты на вывоз – 24
Лицензирование – 8
Квотирование – 4
|
Претензии государств составлены на основании обращений делового сообщества
|
Рассмотрению вопроса на заседании Комиссии предшествовало обсуждение проблем, существующих в настоящее время во взаимной торговле государств СНГ, на заседании постоянно действующей Рабочей группы высокого уровня 9 октября 2023 года.
Исполкомом СНГ будет продолжена работа по формированию списка препятствий во взаимной торговле государств региона, требующих оперативного решения, для рассмотрения Рабочей группой в целях их устранения.
Вниманию членов Комиссии был представлен Доклад о развитии товарных рынков лекарственных средств в государствах СНГ, где приведён подробный анализ состояния и развития мирового рынка лекарственных средств, а также дана краткая характеристика фармацевтических рынков. Рассмотрены системы государственного регулирования рынков лекарственных средств в странах региона, включая национальные меры поддержки отечественных производителей. В нем также отражены меры, предпринимаемые государствами СНГ для обеспечения антимонопольного контроля и контроля за рекламой на рынках лекарственных средств, приведен анализ состояния и развития товарного рынка БАД в странах Содружества, включая ценообразование и контроль за рекламой на рынке БАД.
Глобализация развития рынков лекарственных средств, стремление производителей к их монополизации обуславливают актуальность проведения комплексного исследования этой сферы антимонопольными органами государств СНГ с целью создания условий для обеспечения наивысших социальных стандартов. Понимая при этом, что своевременное лекарственное обеспечение населения напрямую влияет на состояние защищенности здоровья и благополучие граждан, а его качество – на уровень национальной безопасности.
В докладе были приведены следующие данные. В августе 2021 году аналитики «Evaluate» выпустили исследование, посвященное мировому рынку лекарственных средств. Продажи препаратов по итогам 2020 года достигли 900,7 млрд долларов США, увеличившись на 3% в сравнении с 2019 годом. На пятерку крупнейших производителей пришлась почти четверть рынка – 24,9%.
Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году стала индикатором, открывшим проблемные вопросы фармацевтической отрасли, в том числе и в государствах СНГ. Среди этих проблем:
1. Сбои в цепочке поставок (основная проблема).
2. Растущая конкуренция со стороны генерических фармацевтических препаратов.
3. Фармацевтическое мошенничество.
Фармацевтический рынок государств СНГ является динамично развивающимся сектором экономики, для которого характерны во многом схожие проблемы развития конкуренции, негативно влияющие на доступность лекарств для населения этих стран.
Из представленной информации следует, что наибольшее количество лекарственных средств, зарегистрированных с одинаковым международным непатентованным наименованием (далее – МНН), в Казахстане, наименьшее – в Армении. Также отмечено, что наибольшее количество фармацевтических субстанций зарегистрировано в России, наименьшее – в Азербайджане. Фармацевтические рынки стран региона представлены производителями, оптовыми дистрибьюторами и сетью аптек.
На фармацевтических рынках реализуются лекарства отечественного и импортного производства.
В настоящее время на национальных рынках стран Содружества преобладает доля импортных лекарств. К примеру, в Азербайджане количество импортных лекарств превышает отечественные в 100 раз.
Представленное исследование направлено на выявление общих проблем, сдерживающих развитие конкурентной среды в государствах СНГ в сферах регистрации, государственных закупкок лекарственных средств, изучение позитивного опыта противодействия антиконкурентному поведению субъектов рынков лекарственных средств, выработка предложений по развитию конкуренции и профилактике нарушений на рынках лекарственных средств.
В рамках заседания рассмотрены также проекты Концепции сотрудничества государств СНГ в области обращения с опасными отходами и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации, призванные углубить накопленный в государствах опыт обращения с опасными отходами, создать механизмы трансфера знаний, наилучших практик, передовых технологий и в результате способствовать совершенствованию национальных инфраструктур по обращению с опасными отходами, стимулировать разработку и реализацию отраслевых межгосударственных проектов.
Указанные проекты Концепции и Плана станут важным элементом комплекса мероприятий по охране окружающей среды в части выстраивания современной и безопасной системы обращения с опасными отходами.
Комиссия одобрила в основном проект Плана действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств Содружества, на период до 2030 года, направленный на расширение и углубление сотрудничества транспортных министерств и ведомств государств СНГ в сфере развития международных транспортных коридоров (МТК) путем реализации согласованных мер по совершенствованию их функционирования.
Основной целью реализации Плана действий является обеспечение условий для оптимизации инфраструктуры и развития МТК СНГ, эффективной транспортировки и транзита грузов между государствами региона, развития транспортно-логистического потенциала Содружества, создания на пространстве СНГ современных логистических систем, развития мультимодальных перевозок, повышения качества и доступности транспортных услуг.
Выполнение Плана действий обеспечит наиболее эффективное использование возможностей МТК СНГ, позволит создать условия для повышения их конкурентоспособности, привлечения грузопотоков, реализации транспортно-транзитного потенциала стран региона. После дополнительного согласования План будет внесен на рассмотрение Экономсовета СНГ.
Комиссия рассмотрела также проект Перечня мероприятий на 2024–2030 годы в сфере противодействия правонарушениям в области интеллектуальной собственности по сопровождению этапов реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Предлагаемые меры позволят повысить эффективность работы стран по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, будут способствовать дальнейшему укреплению взаимодействия уполномоченных органов государств Содружества (органы внутренних дел, таможенные, налоговые службы и др.) по противодействию правонарушениям в данной области, пресечению незаконного использования и распространения объектов интеллектуальной собственности.
Члены Комиссии были проинформированы о реализации Комплекса мер по развитию энергетического машиностроения государств СНГ. Представленная информация свидетельствует о достижении большинства поставленных целей, включая повышение конкурентоспособности продукции государств Содружества. Принят и реализуется ряд комплексных программ модернизации энергетического оборудования и инфраструктуры, повышения энергоэффективности технологических процессов, осуществляется обмен знаниями и накопленным опытом в области наилучших решений, практик и разработок, намечены тенденции по расширению производственной кооперации.
Кроме того, члены Комиссии обменялись мнениями по вопросам о деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ, а также о перспективах проведения в 2024 г. Форума регионов государств СНГ.
Был рассмотрен ряд организационно-финансовых вопросов.