Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
В Москве 21 июня 2024 года состоялось 102-е заседание Экономического совета СНГ, в котором приняли участие члены Экономсовета и полномочные представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Генеральный секретарь, его заместители, работники аппарата Исполкома СНГ, руководители ряда министерств и ведомств.
От ВКП в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Наталья Подшибякина.
Открыл и вел заседание Председатель Экономсовета СНГ, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, который обратил внимание на «значительный экономический рост всех стран СНГ, повышение объемов торговли, расширение культурно-гуманитарных, научно-технических связей».
«Товарооборот в СНГ за последние четыре года вырос более чем на две трети. О последовательном расширении торгово-экономического сотрудничества с нашими партнёрами в Содружестве свидетельствует постоянно увеличивающаяся доля стран СНГ в российском товарообороте, которая в прошлом году составила 14,6%. Сейчас – 15,7%"», – подчеркнул А.Оверчук. Вице-премьер отметил важность продолжения работы по наращиванию экономических и промышленных потенциалов СНГ, формированию новых механизмов взаимодействия, созданию независимой от внешней конъюнктуры расчетно-платежной архитектуры, развитию транспортного комплекса.
Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев остановился на ряде организационных вопросов заседания, отметив, что в повестку Экономсовета с учётом информационно-аналитического блока внесено 20 вопросов.
Члены Экономсовета рассмотрели представленные материалы, обменялись мнениями по актуальным вопросам развития государств СНГ.
Рассмотрев Информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год, Экономсовет отметил, что государства в основном придерживались рекомендуемых значений показателей, характеризующих степень макроэкономической стабильности государств. Было обращено внимание на соблюдение рекомендуемых значений уровня инфляции и среднегодового значения показателя средневзвешенной ставки по долгосрочным кредитам экономике, что будет способствовать ускорению экономического роста.
Экономсовет отметил положительные результаты деятельности Совета руководителей статистических служб государств Содружества в 2020–2023 годах. Было предложено продолжить работу, направленную на совершенствование и развитие статистической деятельности в рамках Содружества с учетом современных требований и рекомендаций, уделив особое внимание реализации Проекта «Развитие статистики СНГ», а также на выполнение решений высших органов Содружества.
Была заслушана Информация об эпизоотической ситуации в странах СНГ в 2018–2023 годах. Экономсовет отметил положительную работу, проводимую государствами Содружества, по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных. Поручено разработать проекты комплексов совместных действий по профилактике и борьбе с особо опасными болезнями животных и птиц на очередной период, при этом уделив особое внимание вопросам борьбы с бешенством.
Экономсовет утвердил План мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве стран СНГ в автомобилестроении от 28 октября 2016 г. на период до 2030 года. План разработан в целях реализации перспективных направлений развития автомобилестроения на пространстве СНГ, стимулирования интенсификации кооперационных связей производителей колесной моторной техники и автокомпонентов, а также инновационного обновления отрасли. Его реализация нацелена на обеспечение безопасности транспортных средств, снижение логистических издержек, развитие технологий и создание добавленной стоимости не только в автомобильной отрасли, но и в смежных отраслях, что создаст условия для устойчивого развития национальной экономики государств СНГ.
Справочно. Автопром – ведущая отрасль машиностроения. Во многих странах автомобилестроение является стратегическим сектором экономики, представляющим наряду со смежными и вспомогательными отраслями значительную часть национальной промышленности, обеспечивающим занятость населения и реализующим технологические возможности страны. В настоящее время автопром занимает первое место среди всех мировых производственных отраслей по размеру рынка (около 3% мирового ВВП, и эта доля выше на таких рынках, как Китай и Индия, где на нее приходится до 7% ВВП).
Мировой автопром постепенно восстанавливается от последствий пандемии коронавируса, связанного с ней разрушения логистических цепочек и дефицита электронных компонентов. По итогам 2023 г. продажи выросли до 86 млн автомобилей (+8,9%). В 2024 г. реализация увеличатся еще на 2,8% и составит 88,3 млн автомобилей. При этом аналитики предполагают, что объемы производства уменьшатся на 0,4%.
Основными потенциальными драйверами роста мирового авторынка называются Северная Америка, Европа и Китай, где продажи увеличатся от 2 до 2,4%. При этом в этих регионах будут расти продажи электромобилей, но наиболее активно – в Китае. Здесь в 2024 г. батарейный транспорт займет до 44% всего рынка в 26,4 млн единиц. К концу 2023 г. на эту категорию в КНР приходилось 36%. В Европе рост продаж вырастет на 2,9% – до 15,1 млн автомобилей. В США продажи вырастут на 2% – до 15,9 млн единиц. До конца 2024 г. на американский рынок выйдут около 100 новых электрокаров. По итогам 2023 г. в мире доля электрокаров составила 12%, в 2024 г. она увеличится до 16,2%.
Автопром оказывает мультипликативный эффект на ряд смежных отраслей, в том числе металлургию, химическую, нефтехимическую, электронную и легкую промышленности. В нем используется более 15% мирового объема производства стали и алюминия, более 10% выплавляемой меди. Отрасль является и ведущим потребителем свинца, синтетического и натурального каучука (50, 35 и 75% соответственно мировых объемов производства). Кроме того, автомобили потребляют половину всей добываемой нефти. Потребители ежегодно тратят на автомобили до 15% своего бюджета.
В СНГ автомобильную промышленность развивают Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия и Узбекистан. Производство автокомпонентов представлено в Армении и Кыргызстане. При этом проблемы производителей автомобилей и автокомпонентов государств СНГ в общем виде одни и те же:
многие предприятия продолжают выпускать продукцию мелкими партиями, что негативно отражается на экономических показателях (в цене) и является причиной импорта аналогичной по ассортименту и качеству продукции;
низкий уровень кооперации предприятий автопрома стран Содружества;
низкий объём выпуска модельного ряда продукции в расчёте на одну платформу, что ведёт к инвестиционной непривлекательности отрасли и недостаточности оборотных средств у предприятий;
недостаточная развитость инфраструктуры автомобилестроения (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, опытно-экспериментальных баз, центров испытаний и технического контроля);
низкая доля в производстве продукции наукоемких, высокотехнологических изделий с высокой добавленной стоимостью;
отсутствие собственного производства компонентной базы;
дефицит квалифицированных кадров;
отсутствие современных систем менеджмента качества предприятий, слабый маркетинг и менеджмент управления производствами;
низкая эффективность производства предприятий-производителей автомобильных компонентов второго и третьего уровня;
необеспеченность отрасли производством автомобильных компонентов национальным сырьем и материалами. Объемы и уровень качества сырья и продуктов его переработки, выпускаемых производителями государств СНГ, не соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиками и т.д.
Для развития отрасли и достижения конкурентоспособных показателей в большинстве государств СНГ разработаны и утверждены стратегические документы по развитию автопрома. Так, в 2022 г. Правительством РФ утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2035 года. Аналогичные документы приняты в Беларуси, Казахстане, Узбекистане.
В настоящее время автомобильная промышленность государств региона вышла из рецессии и характеризуется умеренным ростом. Внедряются современные технологии, вводятся новые производства, растут экспортные поставки. Это способствует росту производительности, улучшению качества и снижению себестоимости выпускаемой продукции, повышению эффективности использования инвестиций и быстрому выводу на рынки новых продуктов, что сказывается и на росте других секторов экономики.
Перечнем совместных мер реагирования на возникающие проблемы является представленный План.
На Экономсовете были внесены изменения в Концепцию формирования и развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации, утвержденную Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года.
Экономсовет, рассмотрев Информацию о функционировании энергетических систем государств СНГ в осенне-зимний период, отметил, что государства в целом имеют положительные энергетические балансы, позволяющие обеспечить надежное энергоснабжение потребителей. Однако существуют риски дефицита мощности, связанные с сезонными или суточными факторами. Было предложено: усилить координацию параллельно работающих энергетических систем государств СНГ; проработать вопрос скорейшего включения энергосистемы Таджикистана в параллельную работу с объединенной энергетической системой Центральной Азии; подготовить предложения по взаимовыгодному использованию потенциала энергетической системы Туркменистана при межгосударственных перетоках электроэнергии для покрытия сезонного и суточного дефицита электроэнергии. Электроэнергетическому Совету СНГ поручено провести анализ возможности увеличения поставки электроэнергии по существующим межгосударственным линиям электропередачи.
Экономсовет положительно оценил работу Межправительственного совета дорожников в 2019-2023 годах в развитии сотрудничества и углублении интеграционных связей государств СНГ в сфере дорожного хозяйства, а также эффективную работу Межгосударственного координационного совета по научно-технической информации в 2019–2023 годах в сфере обеспечения межгосударственного обмена научно-технической информацией.
Были отмечены положительные результаты выполнения Плана мероприятий второго этапа (2022–2025 годы) по реализации Основных направлений сотрудничества государств СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2025 года, утвержденного Решением Экономсовета СНГ от 10 июня 2022 года.
Экономсовет придал Федеральному государственному унитарному предприятию «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» статус базовой организации СНГ по научному и научно-техническому сотрудничеству в области разработки, исследования и применения конструкционных и функциональных материалов, а Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» статус базовой организации государств СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.