Седьмое заседание Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (15 апреля 2010 года)
Представитель ВКП принял участие в седьмом заседании Совета руководителей миграционных органов государств – участников Содружества Независимых Государств, которое прошло под председательством директора ФМС России К.Ромодановского.
На заседании, состоявшемся 15 апреля в Таганроге (Ростовская область), присутствовали делегации миграционных органов государств СНГ, подписавших Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана. Не принимали участие руководители миграционных служб Кыргызстана и Узбекистана. В качестве наблюдателя присутствовал представитель Украины. Были приглашены представители Исполкома СНГ, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Всеобщей конфедерации профсоюзов, администрации Ростовской области, а также специалисты из Банка России и Русславбанка.
При рассмотрении вопроса о миграционной ситуации в государствах-участниках СНГ было отмечено, что мировой финансово-экономический кризис оказал заметное влияние на миграционные процессы, в том числе в странах Содружества. Вместе с тем, степень влияния и проявления кризиса государствах отличались. Так, если в России количество иностранных граждан, прибывших в РФ, по сравнению с показателями 2008 г. уменьшилось, то в Республике Казахстан или Беларусь, напротив, увеличилось. Если в РФ главным направлением деятельности выступает регулирование внешней миграции, то в Казахстане, –это регулирование внутренней миграции и т.д.
В этой ситуации, как подчеркнул К. Ромодановский, чрезвычайно важным является сохранение оптимального баланса на рынках труда стран региона, который позволил бы обеспечивать как интересы трудящихся принимающих стран, так и интересы трудящихся мигрантов, законно и добросовестно работающих в различных секторах экономики принимающих стран.
Решению такой сбалансированной задачи способствуют конкретные мероприятия, проводимые в государствах – участниках СНГ, такие, как мониторинг движения иностранной рабочей силы (РФ), квотирование количества трудящихся мигрантов (РФ, Казахстан), лицензирование трудовой деятельности иностранных граждан (Беларусь), проведение ярмарок рабочих мест (РТ) и другие действия по переориентации мигрантов от стихийного поиска рабочих мест к целенаправленному (адресному) приезду по предварительному уведомлению. В Казахстане с 2009 г. по основным направлениям рационального использования рабочей силы реализуется специальная государственная программа «Нурлы кош». В настоящее время в рамках двустороннего сотрудничества России с Кыргызстаном и Таджикистаном определены базовые учебные заведения, в которых организована работа по профессиональной подготовке потенциальных трудовых мигрантов.
Отдельным направлением, а фактически правовой основой всех видов деятельности в отношении политики миграции является совместное законотворчество в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Данной теме было посвящено отдельное обсуждение. Вопрос «О ходе подготовки модельных законов в сфере миграции» был представлен сотрудником Комитета по делам СНГ Совета Федерации Федерального Собрания РФ О.Торговым и секретарем Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека Е.Владимировой. Было отмечено, что по вопросам законодательного обеспечения и регулирования миграционной политики в государствах-участниках СНГ МПА СНГ приняты восемь совместных актов, среди которых: модельный закон «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» (1995 г.); рекомендательный глоссарий терминов и понятий в сфере регулирования миграционных процессов в государствах-участниках СНГ (2007 г.); постановление МПА СНГ «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств-участников СНГ» (2007 г.). В настоящее время на рассмотрении Постоянной комиссии МПА СНГ находятся проект модельного закона «О деятельности частных агентств занятости» и Концепция общего миграционного пространства государств – участников СНГ.
Важным представляется тот факт, что модельное законотворчество служит работающей школой формирования национального законодательства. Так, с учётом совместных документов МПА СНГ в декабре 2009 г. был принят Закон Республики Казахстан «О беженцах», разработаны и внесены на рассмотрение Парламента РК проекты законов «О миграции населения» в новой редакции и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции населения». Миграционными органами Республики Таджикистан только в 2009 году разработаны проекты 40 официальных документов, в том числе проект Национальной стратегии трудовой миграции граждан РТ за рубеж на период 2010-2015 гг.
В настоящее время в странах СНГ осуществляется работа по подготовке нормативно-договорной базы в рамках двустороннего сотрудничества, по созданию системы оперативного обмена необходимой информацией между миграционными органами.
С целью предотвращения нелегальной миграции на территории Таджикистана систематически проводятся рейды и специализированные мероприятия «Нелегал», «Граница», «Фильтр» и др. Напротив, с целью эффективной защиты вынужденных мигрантов в Беларуси с июля 2009 г. вступил в силу Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», новизна которого состоит, прежде всего, во введении института дополнительной защиты с правом не подвергаться принудительной репатриации.
На совещании были также рассмотрены организационные вопросы и определены дата, место и повестка дня следующего заседания.
Участники заседания подчеркивали, что, несмотря на большую проделанную работу, многое ещё только предстоит сделать и только согласованный подход всех стран к решению стоящих проблем, тесное взаимодействие компетентных органов с международными организациями и заинтересованными сторонами могут обеспечить положительные результаты в управлении миграционными процессами.