Предложения и замечания ВКП по проекту Концепции Основ трудового законодательства ЕврАзЭС (8 июня 2010 года)
В связи с разработкой Постоянной комиссией по социальной политики МПА ЕврАзЭС проекта Концепции Основ трудового законодательства Сообщества ВКП направила свои предложения и замечания (письмо №03-17 от 8 июня 2010 г.).
В письме говорится, что Всеобщая конфедерация профсоюзов в целом разделяет подход при формировании структуры и содержания Концепции Основ трудового законодательства ЕврАзЭС, прежде всего, касающийся правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе международных правовых актов (конвенций и рекомендаций МОТ).
Вместе с тем, по мнению Конфедерации, в проект Основ следует внести следующие изменения и дополнения.
1. Учитывая, что во всех странах Сообщества основной государственной гарантией в сфере оплаты труда является минимальная заработная плата (или МРОТ), считали бы необходимым на стр.20 (раздел 7) записать:
« - величина минимальной заработной платы», а не «заработная плата должна быть не ниже минимального размера оплаты труда». Представленная в проекте редакция означает, что государственная гарантия включает в себя все дополнительные социальные и компенсационные выплаты. Такой подход противоречит трудовому законодательству Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, конвенциям МОТ. В России после того, как из ТК РФ было изъято определение МРОТ, было много неясностей. Но Президиум Верховного Суда РФ (10 марта 2010г.) дал однозначный ответ на этот вопрос: «размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда».
В связи с этим считали бы также необходимым дать в Основах определение минимальной заработной платы и указать критерий ее исчисления. Нам представляется, что минимальная зарплата - это установленный государством размер оплаты труда за простой, неквалифицированный труд в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда, в который не входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. А по критерию предлагаем заменить третий снизу абзац на стр.21абзацем следующего содержания:
«Основным критерием установления минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) является минимальный потребительский бюджет (прожиточный минимум). Методика его исчисления является прерогативой каждого государства, входящего в Сообщество. При этом государствами могут приниматься меры по унификации законодательства о минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме) исходя из типового законодательного акта «О прожиточном минимуме», принятого МПА ЕврАзЭС 28 мая 2004 года».
2. Кроме этого среди основных государственных гарантий должны быть также (стр. 20-21):
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
- оплата труда за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда».
3. Считали бы целесообразным в разделе 11 проекта Концепции, где сформулированы основные требования в сфере охраны труда, предусмотреть и вопросы, связанные с решением гендерных проблем, в том числе: по пресечению нарушений трудовых прав женщин детородного (репродуктивного) возраста (15- 44 лет); превышения предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную; по осуществлению мер, направленных на снижение риска здоровья женщин репродуктивного возраста.
4. В разделе 14 проекта Концепции «Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства» следовало бы отразить, что профессиональные союзы в целях защиты трудовых прав и законных интересов работников имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, а также в других случаях, установленных национальным законодательством.