Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ (4 декабря 2013 года, г. Москва)

В Москве 4 декабря под председательством Полномочного представителя Республики Беларусь при Экономическом совете СНГ, Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Российской Федерации И.В.Петришенко прошло заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ.

В нем приняли участие полномочные представители государств: Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины; заместители председателя Исполкома – Исполнительного секретаря СНГ А.А.Дронь и С.И.Иванов, а также представители ряда межгосударственных, межправительственных органов СНГ и органов управления государств Содружества.

 От ВКП в качестве наблюдателя участвовала заместитель Генерального секретаря Н.Д.Подшибякина.

В нынешнем 2013 году это завершающее заседание Комиссии под председательством Беларуси. В 2014 году председательство в Комиссии, как и в других органах СНГ, переходит к Украине.

В повестку дня были включены интеграционного взаимодействия государств Содружества в сфере экономики, экологии и деятельности ряда отраслевых советов.

Участники заседания заслушали и подробно обсудили информацию о ходе реализации Перспективного плана совместных работ государств Содружества в рамках Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр (2011-2015 годы), о деятельности Межгосударственного совета «Радионавигация», а также Межгосударственного совета по антимонопольной политике.

Межгосударственный совет по антимонопольной политике создан в соответствии с Договором о проведении согласованной антимонопольной политики от 24 декабря 1993 года для координации деятельности государств СНГ в этой сфере и создания условий для добросовестной конкуренции.
Сегодня можно констатировать, что за последние годы в государствах Содружества были предприняты меры, направленные на поддержку конкуренции и расширение роли частного сектора экономики. При этом во многих отраслях экономики, в первую очередь в потребительской сфере, существует довольно жесткая конкуренция.
По ряду товаров национальные предприятия начинают довольно успешно вытеснять конкурирующий импорт. В качестве примера можно привести многие изделия легкой промышленности, производство отдельных видов продовольствия, лекарственных средств, табачную, алкогольную и безалкогольную промышленность, значительную часть сферы услуг, мебель, строительство и ремонт недвижимости и другие. Однако затраты на инновации все еще малы, вследствие чего многие выпускаемые в государствах СНГ товары часто неконкурентоспособны на мировом рынке, хотя государства региона располагают значительным людским потенциалом, богатейшими природными ресурсами, развитой наукой и богатой культурой.
Тенденции развития мировой экономики диктуют необходимость совместного решения государствами СНГ проблем экономического роста и достижения заявленных стратегических целей. Сегодня на первый план выдвинулась задача формирования эффективной системы защиты экономической конкуренции, способной обеспечить стабильный рост экономики и повышение жизненного уровня населения.
Важнейшими составляющими для решения поставленной задачи являются предупреждение и пресечение антиконкурентных соглашений и согласованных действий субъектов хозяйствования, злоупотреблений рыночной властью и недобросовестной конкуренции; ограничения конкуренции со стороны органов власти, осуществление предварительного контроля за экономической концентрацией.
Развитие конкурентных рынков существенно влияет на потребительский спрос населения и выдвигает новые задачи перед антимонопольными органами СНГ. Однако развитие конкурентных отношений и становление культуры конкуренции - это длительный и сложный процесс, ход которого определяется как тенденциями развития мировой системы, так и интересами государств - участников СНГ.

Межгоссовет представил доклад, где проанализирован опыт взаимодействия антимонопольных органов СНГ за 2007-2013 гг., законодательные акты, регламентирующие деятельность госорганов в этой сфере, состояние конкуренции в отдельных социально значимых секторах экономики государств - участников СНГ, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.
В качестве примера можно привести взаимодействие антимонопольных  органов по ряду отраслей. Так, с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» российской стороне удалось достичь существенных результатов в данной области. Членам МСАП было рекомендовано использовать опыт Российской Федерации по регламентации обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, в том числе к услугам по обеспечению заправки и хранению авиаГСМ.
В 2008-2010 годах проведено масштабное исследование состояния конкуренции на рынке телекоммуникаций государств-участников СНГ и подготовлен специальный доклад, который рассмотрен и одобрен 19 ноября 2010 года на заседании Совета глав правительств СНГ.

В докладе дан обзор государственного регулирования рынка телекоммуникаций государств - участников СНГ, в том числе исследованы вопросы лицензирования, сертификации оборудования, выделения и распределения радиочастотного спектра и ресурса нумерации, присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, государственного тарифного регулирования, универсального обслуживания, а также вопросы государственного контроля и надзора в отрасли связи и возложения на операторов связи специальных требований и ограничений. Представлены рекомендации по развитию конкуренции на рынке телекоммуникаций государств - участников СНГ.
Особое внимание в докладе уделено услугам по соединению в сети подвижной радиотелефонной связи с использованием международного роуминга. В ходе проведенного исследования были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при формировании тарифов на услуги связи в роуминге, в связи с чем антимонопольные органы возбудили дела в отношении своих доминирующих операторов. В рамках рассмотрения дел операторы сотовой связи объявили о снижении тарифов на услуги связи в международном роуминге по отдельным направлениям в 1,5-4 раза.
По результатам существенного снижения тарифов на услуги связи в роуминге операторы сотовой связи оценили полученные преимущества: многократно выросло общее количество исходящих и входящих вызовов, SМS-сообщений, увеличился трафик передачи данных, продолжительность разговора и интернет-сессий в роуминге. Операторы получили возможность заработать на объеме, а не на завышенных тарифах. Полученный результат свидетельствует о высокой эффективности применения согласованных мер антимонопольного регулирования.

Комиссия одобрительно отнеслась к деятельности МСАП. Вопрос будет должен Совету глав правительств СНГ.
Был рассмотрен также вопрос присуждения премий Содружества за достижения в области качества продукции и услуг в 2013 году. Члены Комиссии обсудили некоторые экономические аспекты экологических проблем в государствах СНГ.

Предметом обсуждения стали также бюджетно-финансовые и организационные вопросы.

После учета замечаний, высказанных в ходе обмена мнениями, проекты документов будут представлены на рассмотрение Экономического совета СНГ.