Актуально

Заседание Экономического совета Содружества Независимых Государств (9 сентября 2016 года , г. Москва)

Делегация ВКП в составе заместителя генерального секретаря Н.Д.Подшибякиной, советника генерального секретаря ВКП Е.А.Новожилова приняла участие в 71-м заседании Экономического совета Содружества Независимых Государств, которое прошло 9 сентября в Москве.

 
На заседание Экономсовета прибыли государственные делегации из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины. В работе Совета участвовали председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ, его заместитель, руководители и представители межгосударственных структур.
 
Открыл заседание и выступил председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГС.Н.Лебедев. Он подчеркнул особенность 2016 года – года 25-летия образования Содружества Независимых Государств, охарактеризовал обширный комплекс вопросов взаимодействия стран СНГ в сфере экономики, намечаемые к обсуждению на данном заседании Экономсовета.
 
Всего было рассмотрено 27 вопросов. В частности, предметом обсуждения стал ход реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, а также итоги выполнения Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012–2015 годов) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.
 
Экономическому совету был представлен доклад о развитии конкурентной политики и роли антимонопольных органов в решении социально-экономических задач (на опыте Российской Федерации).
 
Участники заседания рассмотрели ход выполнения Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств Содружества, Рамочной программы сотрудничества в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ».
 
Был одобрен проект решения Совета глав правительств СНГ о проведении международных сопоставлений на основе паритета покупательной способности валют в СНГ.
Следует отметить, что паритет покупательной способности (ППС) валют является одним из ключевых показателей, применяемых в официальных международных расчетах. Он используется всеми ведущими международными организациями при сопоставлении уровня экономического развития стран, при расчете взносов в ООН, квот в Международный валютный фонд, рассмотрении других официальных вопросов. В этой связи 47-я сессия Статистической комиссии ООН (март 2016 года) приняла решение считать программу международных сопоставлений на основе паритета покупательной способности валют важнейшей глобальной регулярной работой и принять 2017 год в качестве очередного базового года.
По решению ООН сбор необходимых данных и расчеты для всех стран мира проводятся в рамках единой методологической и организационной системы, получившей название Глобальных раундов Программы международных сопоставлений (ПМС). В рамках Глобальных раундов ПМС, которые состоялись в 2005 и 2011 годах, общую координацию работ осуществлял Всемирный банк. Все страны, участвующие в сопоставлениях, сгруппированы по регионам – Латинская Америка, Азия и страны Тихого океана, Западная Азия, Африка, СНГ, группа стран – членов ОЭСР–ЕС. Координацию работ в каждом регионе осуществляет соответствующая региональная комиссия ООН или региональный банк развития. Координатором работ по глобальным сопоставлениям в регионе Содружества определен Межгосударственный статистический комитет СНГ.
Страны СНГ успешно выполнили все необходимые работы в рамках Глобальных раундов сопоставлений 2005 и 2011 годов. В соответствии с Решением Экономсовета СНГ от 13 декабря 2013 года в настоящее время проводятся международные сопоставления на основе ППС валют по данным за 2014 год. Их результаты будут получены в конце 2016 года.
Следующее сопоставление в соответствии с проектом решения СГП должно быть проведено в 2017 года, то есть регион переходит на осуществление ПМС на более частой основе – один раз в три года.
 
Экономсовет одобрил проекты Соглашения об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров в государствах СНГ, новой редакции Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений, Концепции формирования и развития рынка интеллектуальной собственности, Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании соответствующего Межгоссовета, Соглашения о сотрудничестве в области правового просвещения потребителей.
Последний документ подготовлен в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года Правовая грамотность населения, актуальность которой наиболее остро проявляется в условиях финансово-экономических кризисов, является одним из важных компонентов формирования эффективной системы обеспечения прав потребителей. За последние годы в странах региона проделана большая работа по построению, реализации и совершенствованию систем правового просвещения граждан. Подготовлены национальные стратегии образования, разработаны программы повышения грамотности граждан, осуществляется взаимодействие государственных органов в этой сфере. Вместе с тем уровень правового образования граждан и обеспечения их потребительских прав не в полной мере соответствует социальным запросам.
Целью проекта Соглашения является обеспечение взаимодействия государств СНГ по развитию у населения потребительской культуры путем распространения знаний о правах и обязанностях потребителя, формирования способности компетентно выбирать товары и услуги, а также защищать свои интересы от недобросовестных хозяйствующих субъектов, действующих на территориях государств – участников представленного Соглашения.
Проект Соглашения предусматривает основные направления сотрудничества, в том числе в области разработки нормативной базы потребительского образования, государственных образовательных стандартов, подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, а также обмена опытом по наилучшим практикам правового просвещения потребителей.
 
Был одобрен проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств Содружества (второй этап: 2016–2020 годы), Прогноза производства и потребления энергоресурсов государств СНГ на период до 2030 года.
Анализ показателей указанного выше Прогноза позволяет сделать вывод о том, что развитие ТЭК государств СНГ идет различными темпами, но по сравнению с ситуацией 2010–2012 годов их рост несколько замедлился. При этом в перспективе до 2030 года государства Содружества обладают достаточным суммарным энергетическим потенциалом для удовлетворения спроса на все виды энергетических ресурсов.
Необходимость повышения эффективности использования энергетических ресурсов и значительный потенциал энергосбережения придают особое значение решению проблем энергосбережения, внедрения передовых технологий и развития альтернативных источников энергии. Снижение энергоемкостей и электроемкостей ВВП государств СНГ в перспективе до 2030 года за счет интенсификации программ энергосбережения предполагается более предпочтительным.
Стремление высвободить дополнительные ресурсы газа для экспорта (в странах-экспортерах) и снизить нагрузку на бюджет (в странах-импортерах) стимулирует большинство стран переводить свою электроэнергетику на альтернативные виды топлива и энергоресурсов (уголь, гидроэнергетика, атомная энергетика), а также нетрадиционные и возобновляемые энергоресурсы.
В перспективе до 2030 года в Содружестве увеличится экспортный потенциал по нефти и природному газу. В связи с этим может возникнуть вопрос о развитии соответствующей инфраструктуры для поставок энергоресурсов на внешние рынки. 
Электроэнергетика играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии государств СНГ. При этом перед всеми странами стоят задачи не только модернизации генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, но и значительного увеличения темпов ввода новых мощностей при одновременном росте эффективности их использования. Особой задачей является изменение структуры производства электроэнергии, прежде всего за счет снижения роли газового топлива. В качестве альтернативы ряд государств рассматривают возможность развития атомной энергетики (например, Беларусь), а также альтернативных видов энергии - солнечной, ветровой, на основе биомассы и энергии малых рек (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан). Планы строительства крупных ГЭС имеются у России и Таджикистана. Обращает на себя внимание тот факт, что все государства в национальных программах развития энергетики стремятся обеспечить, как минимум, наличие избыточных мощностей, что приводит к суммарному профициту.
Предполагается ускорить реализацию проектов по развитию возобновляемой энергетики. В настоящее время в СНГ доля ВИЭ составляет менее 5% в общем энергобалансе.
 
Члены Экономического совета ознакомились с информацией о ходе реализации Комплекса совместных мер государств СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2020 года, о регулятивных режимах в сфере банковского регулирования и надзора в государствах СНГ, Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
 
Участникам заседания был представлен обзор торговой политики Республики Молдова, информация о состоянии мелиорации земель сельскохозяйственного назначения государств СНГ и перспективах ее развития, о ходе реализации Концепции формирования развития межгосударственной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере научно-технической информации.
 
Участники заседания обсудили ряд бюджетно-финансовых и организационных вопросов.
Большинство одобренных материалов будут внесены на рассмотрение Совета глав правительств государств СНГ.