Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (17 апреля 2018 года, г. Москва)
17 апреля 2018 года в Москве прошло заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
В нем приняли участие полномочные представители из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, ряда органов отраслевого сотрудничества, Статкомитета СНГ, научного сообщества, ответственные сотрудники Исполкома СНГ. От ВКП в заседании участвовала заместитель генерального секретаря Конфедерации Н.Д.Подшибякина.
Заседание вел полномочный представитель Республики Таджикистан, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики в Российской Федерации, Председатель Комиссии по экономическим вопросам Сатторов И.М.
Члены Комиссии обсудили выполнение Стратегии экономического развития стран Содружества и Плана мероприятий по реализации ее третьего этапа, рассчитанного на 2016–2020 годы. Из представленных материалов следует, что министерствами и ведомствами государств СНГ, органами отраслевого сотрудничества, базовыми организациями проводится активная работа по реализации мероприятий Плана. Было уделено большое внимание развитию межгосударственного инновационного пространства, торгово-экономического сотрудничества на основе зоны свободной торговли, правовой охране и защите интеллектуальной собственности, созданию общих рынков труда и услуг, сотрудничеству в социально-экономической и валютно-финансовой сферах, повышению эффективности использования материальных и природных ресурсов и энергосбережению, охране окружающей среды. Значительное внимание было направлено на сотрудничество в отдельных отраслях экономики - энергетике и транспорте, промышленности и лесном хозяйстве, сферах информационно-коммуникационных услуг и космоса, агропромышленном комплексе и сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Практически все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения, 19 мероприятий выполнены.
Заметное место в Плане занимают мероприятия по развитию рынка труда и регулированию миграционных процессов в Содружестве. Внимание государств, органов отраслевого сотрудничества в этой области было направлено на повышение эффективности миграционной политики, развитие системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии рынков труда, борьбу с незаконной трудовой миграцией. Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств СНГ одобрена Решением Экономического совета СНГ от 17 марта 2017г. Утверждены Приоритетные мероприятий по формированию общего рынка труда и регулирования рабочей силы СНГ. Ход их выполнения был рассмотрен на заседании Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ 17 ноября 2017 года. 23 мая 2017 г. в Душанбе проведена Международная конференция по противодействию незаконной миграции.
На комиссии было проанализировано выполнение основных целевых макроэкономических показатели развития экономики государств СНГ за 2017 год. Как было отмечено в докладе Председателя Статкомитета СНГ В.Н. Соколина, во всех странах Содружества отмечена положительная динамика по большинству макроэкономических показателей. Прирост ВВП в целом по региону составил 2,1%, объем инвестиций в основной капитал в реальном исчислении увеличился на 4,2%. Показатели государств, подписавших соответствующее Решение Совета глав правительств СНГ в ноябре 2010 г., в 2017 г. оказались в пределах рекомендованных значений, характеризующих макроэкономическую стабильность. Для доли валового накопления основного капитала в ВВП была характерна существенная дифференциация: от 15,5% в Украине до 32,5% в Таджикистане.
Общая численность безработных в 2017 г. уменьшилась по сравнению с 2016 г. на 2% и составила 8,4 млн человек, или 6,1% численности экономически активного населения/рабочей силы. На учете в службах занятости на конец 2017 года состояло 1,5 млн безработных, или 1,2% численности экономически активного населения.
В 2017 году бюджеты большинства государств СНГ были исполнены с дефицитом, при этом страны уложились в рекомендованные значения дефицита консолидированного бюджета (за исключением Армении и Казахстана) и государственного долга. Показатель отношения государственного долга к ВВП с учетом государственных гарантий варьировался от 12,6% в России до 71,8% в Украине.
Потребительские цены в целом по Содружеству выросли на 6,3% (декабрь 2017г. к декабрю 2016г.), за аналогичный период предыдущего года – на 7%. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2017г. по сравнению с декабрем предыдущего года увеличились на 10,1% (за соответствующий период 2016 г. – на 12,9%).
В 2017 г. наиболее низкое среднегодовое значение средневзвешенной ставки по долгосрочным кредитам экономике было в Молдове (10,27%), наиболее высокое – в Кыргызстане (18,74%).
Наблюдалось отклонение от рекомендуемых значений по индексу потребительских цен (Украина) и средневзвешенной ставке по долгосрочным кредитам экономике (Кыргызстан).
На фоне общего роста объемов внешней торговли государств СНГ стоимостный объем взаимной торговли товарами увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24,2% (в 2016 г. было снижение на 11,8%). При этом объемы экспорта возросли на 23,8%, импорта - на 24,5%, доля взаимной торговли в общем объеме внешнеторгового оборота государств СНГ увеличилась на 0,1 п.п. и составила 19%.
Информация Статкомитета СНГ была принята к сведению и будет представлена на рассмотрение Экономсовета СНГ.
Комиссия одобрила Доклад «О состоянии конкуренции на рынке жилья экономического класса в государствах-участниках СНГ», подготовленный Межгосударственным советом по антимонопольной политике при участии Исполкома СНГ. Результаты проведенного исследования показали, что рынок доступного жилья является динамично развивающимся сектором экономики, для которого характерны идентичные проблемы развития. Учитывая высокую социальную значимость, этот рынок в значительной мере контролируется и регулируется государством. Его характерной чертой является большая доля участия государства и бюджетное субсидирование некоторых категорий населения.
При этом в странах региона приняты во многом схожие законы, определяющие деятельность в области строительства, земельных отношений, покупки и продажи недвижимости и регистрации прав на имущество. Они устанавливают полномочия госорганов в отношении регулирования рынка строительства доступного жилья и государственной поддержки в приобретении указанного жилья. Отмечено, что действующая нормативно-правовая база, направленная на стимулирование роста объемов доступного жилья, нуждается в совершенствовании.
Сложности развития конкуренции в этой области во многом объясняются существенным и не всегда эффективным госрегулированием рынка и большой долей участия государства в качестве субъекта хозяйствования на данных рынках. Избыточные административные процедуры способны снизить привлекательность территорий для потенциальных инвесторов, прежде всего для малого и среднего бизнеса. Отдельные акты и действия органов власти, уполномоченных на принятие решений в вопросах строительства, а также хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих инженерные сети, способны в конечном счете влиять на уровень конкуренции, приводить к ее ограничению.
В государствах СНГ укрепляются позиции крупных строительных компаний на фоне развивающегося индивидуального строительства. Хотя другие строительные организации занимают около половины рынка, но они проигрывают в рыночной конкуренции крупнейшим строительным корпорациям.
Одним из сдерживающих факторов роста обеспеченности населения жильем является его высокая стоимость. Наибольшая доля затрат в структуре себестоимости жилья приходится на строительно-монтажные работы и строительные материалы. На втором месте, как правило, находятся затраты на строительство, подключение внешних сетей и приобретение прав на земельные участки. Для решения жилищного вопроса привлекаются средства системы государственной поддержки. Одним из приоритетных направлений является обеспечение полноценного функционирования механизма ипотечного кредитования.
Введена аттестация специалистов и организаций строительного комплекса для обеспечения качества строительной продукции, возводимого жилья и соблюдение нормативных сроков строительства, предусмотрены дополнительные меры ответственности застройщиков за качество и соблюдение нормативных сроков строительных работ.
Отмечалась также важность таких критериев при проведении процедур закупок как стоимость объекта и сроки его строительства и дополнительные факторы, влияющие на рынки жилья в ряде стран региона (эксклюзивные соглашения на строительство, отсутствие прозрачности конкурсов, несовершенство процедур лицензирования и выдачи патентов, отсутствие должного надзора за соблюдением требований к строительству, незаконное использование природных ресурсов, манипуляции критериями качества жилья со стороны недобросовестных строителей и др.)
Были предложены конкретные меры для улучшения положения на рынке жилья экономического класса, включая деятельность органов власти.
Комиссия рассмотрела также и одобрила проекты: Соглашения о взаимодействии по профилактике и ликвидации очагов болезней и вредителей леса на приграничных территориях государств СНГ, Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств Содружества, Порядка распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные в результате реализации межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновацион-ного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года.
Были приняты к сведению информации: о первоочередных мероприятиях в рамках сотрудничества в области использования возобновляемых источников энергии; в области медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн и членов их семей; борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах региона.