Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (22 июля 2020 года, г. Москва)
В Москве 22 июля 2020 года с соблюдением защитных мер, связанных с пандемией COVID-19, прошло заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, в котором приняли участие полномочные представители государств Содружества, отдельных межгосударственных и межправительственных органов, руководство и работники Исполкома СНГ. Вёл заседание полномочный представитель Республики Узбекистан, председатель Комиссии Ш.Х. Гуламов.
Комиссия рассмотрела представленные Исполнительным комитетом СНГ и органами отраслевого сотрудничества материалы по 13 вопросам, касающимся развития межгосударственного сотрудничества в социально-экономической сфере.
Члены Комиссии приняли к сведению информацию об основных итогах реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и одобрили проект Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
В представленном материале отмечено, что период 2008–2019 годов был сложным для развития национальных экономик государств СНГ. Глобальная экономика характеризовалась высокой турбулентностью и неопределенностью. Негативную роль сыграли глобальные финансово-экономические кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов, замедление мирового экономического роста, усиление структурных дисбалансов в мировой финансовой системе и волатильности на основных товарных и финансовых рынках.
В последние три года на фоне роста мировой экономики и адаптации государств региона к внешним шокам совокупный ВВП Содружества вырос в 2017 году на 2,3%, в 2018 году – на 2,9, в 2019 году – на 2%. По данным МВФ в 2019 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составил в среднем по СНГ 21,8 тыс. долл. и был выше среднемирового уровня (18,8 тыс. долл.).
Позиции большинства государств СНГ в ведущих мировых рейтингах (глобальной конкурентоспособности, ведения бизнеса, развития информационно-коммуникационных технологий, создания инновационной экономики) улучшились. Это свидетельствует о последовательном их продвижении, хотя и с разной скоростью, по пути совершенствования управленческих практик, повышения конкурентоспособности экономики, развития информационно-коммуникационных технологий, развития и внедрения инноваций.
В начале 2020 года человечество столкнулось с быстрым распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Несмотря на усилия мирового сообщества и принимаемые жесткие меры, ситуация остается напряжённой. Борьба с болезнью стала основным вопросом повестки дня как внутренней, региональной, так и глобальной политики.
Пандемия COVID-19 несёт серьёзные негативные эффекты для мировой и национальной экономики. Усугубляет ситуацию высокая степень неопределённости по дальнейшему развитию санитарно-эпидемиологической ситуации, масштабам экономического кризиса в разных регионах, сценариям восстановления национальной и глобальной экономики, международному торговому и инвестиционному взаимодействию.
За время, прошедшее с момента принятия Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года Советом глав правительств СНГ (14 ноября 2008 года), государства обеспечили развитие и расширение взаимного сотрудничества во всех важнейших областях экономики: транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере инноваций. Углубление взаимодействия по всем основным направлениям сотрудничества позволило в определённой степени стабилизировать экономическую ситуацию в Содружестве.
Важную роль в активизации экономического сотрудничества в эти годы сыграли органы отраслевого сотрудничества СНГ. За прошедший период было создано 9 новых советов по различным направлениям, 12 учебным и научно-исследовательским организациям был придан статус базовых организаций в Содружестве.
В представленной на Комиссию информации освещены основные результаты реализации Стратегии экономического развития по 18 приоритетным направлениям деятельности государств СНГ и органов отраслевого сотрудничества. Речь идёт об инновациях, защите и охране прав интеллектуальной собственности, антимонопольном регулировании, валютно-финансовой сфере, выставочно-ярмарочной деятельности, взаимной торговле, транспорте, связи и цифровизации, промышленности, топливно-энергетическом комплексе, агропромышленном комплексе, техническом регулировании, экологии, социально-экономической сфере, трудовых отношениях и др.
Например, в области промышленности развивались кооперационные связи в машиностроении, созданы совместные предприятия и сборочные производства, организованы сервисные центры по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, инженерной и сельскохозяйственной техники и др.
Так, Азербайджан в рамках сотрудничества с Беларусью продолжает сборку автомобилей «МАЗ» и тракторов «Беларус», производятся подвески и прицепы для тракторов, экскаваторы и асфальторезы, коммунальная техника различного назначения и др.
В Гаджигабульском промышленном квартале в рамках совместного проекта ОАО «Азермаш» и российской компании «ГАЗ Group» заложен фундамент завода по производству автомобилей.
Продолжается сотрудничество Гянджинского автомобильного завода с российскими компаниями «КАМАЗ» и «Урал», а также с белорусским Минским тракторным заводом по производству автомобилей.
Армения развивает кооперационные связи с государствами СНГ в области машиностроения, легкой, ювелирной, химической, пищевой промышленности, а также в сферах информационных и телекоммуникационных технологий.
Между предприятиями Беларуси и других государств региона осуществляется активное сотрудничество в части реализации совместных проектов по созданию сборочных производств в области машиностроения. В настоящее время на территориях государств СНГ функционируют 150 сборочных производств. Ряд сборочных предприятий и производств, помимо сборки продукции из машинокомплектов, осуществляют реализацию готовой продукции.
Республикой Беларусь ведётся работа по созданию новых сборочных производств (в том числе в форме совместных предприятий) по производству тракторов ОАО «МТЗ» в Таджикистане и Узбекистане, зернокормоуборочных комбайнов ОАО «Гомсельмаш» в Казахстане. Крупным проектом кооперации является строительство автозавода полного цикла в г. Усть-Каменогорске. Комплекс предприятий по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также выпуску автокомпонентов создан на базе АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» и ОАО «АВТОВАЗ».
Также создано совместное российско-казахстанское автосборочное производство АО «КАМАЗ-Инжиниринг». Основу производства составляют самосвалы КАМАЗ грузоподъемностью 13–15 тонн. Производительность около 7 тыс. автомобилей в год.
Казахстанское АО «АгромашХолдинг» осуществляет сотрудничество с белорусским РУП «Гомсельмаш» по производству комбайна 4-го класса«Essil». АО «СемАз» сотрудничает с ОАО «Минский тракторный завод» по производству тракторов «Беларус» и ОАО «Бобруйскагромаш» – по производству пресс-подборщиков.
По линии транспортного машиностроения ЗАО «Трансмашхолдинг» реализует в Казахстане проект по созданию электровозостроительного завода в г. Hyp-Султане совместно с АО «НК «КТЖ» и французским машиностроительным концерном Alstom. ТОО «Комбайновый завод «Вектор» в г. Кокшетау совместно с компанией «Россельмаш» осуществляет производство комбайнов марки «Вектор 410».
30 мая 2012 года подписано Соглашение о сотрудничестве в области промышленности и в регионе создан Совет по промышленной политике, на заседаниях которого постоянно рассматриваются вопросы сближения подходов государств СНГ по реализации принципов и механизмов международной специализации и производственной кооперации предприятий и отраслей. В 2016 году на Совете были одобрены проекты Концепции сотрудничества государств Содружества в области нефтегазового машиностроения и Плана первоочередных мероприятий по её реализации, направленных на снижение зависимости топливно-энергетического комплекса государств СНГ от импорта оборудования, услуг, комплектующих и запасных частей, использование программного обеспечения. На заседании Совета глав правительств СНГ 3 ноября 2017 года эти документы были утверждены.
В декабре 2019 года в Пираллахинском промышленном парке Азербайджанской Республики (г. Баку) состоялся запуск нового производственного комплекса одной из крупнейших российских фармацевтических компаний «Р-Фарм». Здесь предусмотрен выпуск онкологических, противогрибковых, противорвотных, противовирусных препаратов, в том числе для терапии ВИЧ-инфекции и гепатита, средств для лечения заболеваний нервной, кардиоваскулярной, костно-мышечной и дыхательной систем, антибиотиков, лекарств против диабета, а также рентгеноконтрастных средств и веществ для магнитно-резонансных обследований. Завод станет первым в стране фармацевтическим комплексом, включающим лабораторный, производственный и логистический блоки. Это одна из самых современных производственных площадок на пространстве СНГ.
Вместе с тем основная часть совместных проектов в СНГ не относится к высокотехнологичным производствам. Принимая во внимание это обстоятельство, на заседании Совета глав правительств СНГ 2 ноября 2018 года были утверждены Концепция сотрудничества государств – участников СНГ по развитию производства высокотехнологичного энергетического оборудования и План основных мероприятий по ее реализации.
В рамках сотрудничества в космической сфере успешно прорабатываются актуальные вопросы интеграции наземных инфраструктур государств региона, использующих сигнал системы ГЛОНАСС, осуществляется совместная разработка конкурентоспособной высоко Alstom технологичной навигационной аппаратуры и средств функциональных дополнений потребителей системы ГЛОНАСС, идёт работа по созданию межгосударственной системы космического мониторинга чрезвычайных ситуаций и др.
Новый импульс этим усилиям придала подписанная на заседании Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 года Конвенция Содружества
Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.
Успешно реализуется Межгосударственная радионавигационная программа, обеспечивающая национальный суверенитет государств региона в этой области.
Следует отметить, что получило активное развитие сотрудничество в области агропромышленного комплекса,который за последние годы стал одним из важных двигателей экономического роста государств СНГ.
Осуществлялась реализация Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности, принимались меры по увеличению производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, развитию межгосударственной кооперации и специализации в аграрной сфере, разрабатывались совместные меры по борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель. Практически во всех государствах Содружества приняты законы о продовольственной безопасности. Утверждены Методика расчётов и формы совместных балансов важнейших видов продовольствия государств СНГ, а также Положение о порядке формирования балансов важнейших видов продовольствия. В целях повышения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции и выхода на внешние рынки на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности ведётся работа по переходу на международные стандарты качества продукции, принято и реализуется Положение об организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств региона на основе международной товаропроводящей системы «Зелёный коридор».
Ведётся активная работа по развитию межгосударственной кооперации и специализации в аграрной сфере. Заключены соглашения о совместной деятельности по направлениям растениеводства, животноводства, ветеринарии, карантина и защите растений, научно-исследовательской деятельности, подготовки специалистов по данным направлениям в высших учебных заведениях государств СНГ.
Межправительственным советом по вопросам АПК СНГ осуществлена разработка проектов Концепции о сотрудничестве государств Содружества в области мелиорации земель и Плана первоочередных мероприятий по её реализации. Данные документы были одобрены Советом глав правительств СНГ в 2017 году.
Создан Координационный совет по карантину растений. Новая редакция Соглашения о сотрудничестве в области карантина растений была подписана 28 октября 2016 года.
На заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года подписано Соглашение о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
С целью сохранения благополучия эпизоотической ситуации по ящуру в животноводстве до 2020 г. осуществлялся Комплекс совместных мер государств региона по профилактике и борьбе с ящуром.
Принятые меры способствовали тому, что за истекший период в государствах сложилась устойчивая положительная динамика показателей развития агропромышленного производства.
Расширилось взаимодействие государств СНГ и в области межгосударственной стандартизации. Приняты и реализуются программы развития межгосударственных стандартов, обеспечивающих их гармонизацию с международными стандартами в области энергоэффективности и энергосбережения, в пищевой промышленности. Ведётся разработка предложений по стандартизации в электронной торговле. Введена в эксплуатацию Интегрированная автоматизированная информационная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации. Созданы системы аккредитации, отвечающие международным нормам и требованиям.
В целях охраны окружающей среды, формирования системы экономических механизмов природопользования, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения реализуется Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, создан Межгосударственный экологический совет государств. Вступило в силу и успешно реализуется Соглашение по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях государств СНГ.
Важным проектом является совместная работа специалистов Беларуси, Казахстана и России по разработке экспертной системы реабилитации геологической среды, загрязнённой нефтепродуктами. Полученные результаты имеют большое значение для регионов, в которых осуществляются нефтедобыча и нефтепереработка. Практическое применение результатов исследования непосредственно влияет на скорость купирования аварий, причиной которых являются катастрофические нарушения в технологиях безопасности нефтедобычи и нефтепереработки.
Реализуется Межгосударственная программа «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», предусматривающая приведение до 2023 года в безопасное состояние радиационно опасных объектов, находящихся в Кыргызстане и Таджикистане.
Успешно взаимодействуют государства региона в области лесного хозяйства, лесоразведения и лесной промышленности в соответствии с утвержденными Основными направлениями сотрудничества на период до 2025 года.
Продолжалось развитие сотрудничества государств СНГ, органов отраслевого сотрудничества в социально-экономической сфере. Большое внимание уделялось охране здоровья населения, совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере, обеспечению гарантированного равноправного доступа к медицинской помощи, осуществлению сотрудничества в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
В рамках расширения взаимодействия в научно-технической, информационной, инновационной, образовательной и других сферах сотрудничества в области здравоохранения медицинские работники активно обмениваются опытом в ходе конференций, симпозиумов, съездов, выставок, проходят стажировки, тематические усовершенствования, образовательные курсы в ведущих медицинских университетах, организациях здравоохранения государств СНГ, обмениваются научной литературой. Кроме того, заключаются договоры с туристическими фирмами и агентствами в области медицинского туризма.
Врачи – специалисты государственных организаций, осуществляющих государственный санитарный надзор, принимают участие в работе Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств Содружества от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, межгосударственных научно-практических конференциях по вопросам современных технологий по совершенствованию мер предупреждения и ответных действий на чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Реализуются принятые Советом глав правительств Соглашение государств СНГ о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании и Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ.
В Азербайджане и Молдове обеспечиваются гарантированный и равноправный доступ граждан других государств Содружества к общему образованию на бесплатной основе и на платной основе – к более высоким ступеням образования. В Беларуси граждане других государств региона также имеют доступ к образованию – несовершеннолетние граждане государств Содружества, временно проживающие в республике, имеют право на дошкольное, общее среднее и специальное образование наравне с несовершеннолетними гражданами Беларуси. В России ежегодно организуется приём иностранных граждан и соотечественников, проживающих в других государствах СНГ, для обучения.
Реализована Стратегия международного молодёжного сотрудничества государств Содружества до 2020 года.
Все государства региона уделяют внимание проблемам ветеранов. Обеспечивается выполнение международных договоров о льготах и социальных гарантиях участникам войн, труженикам тыла, другим льготным категориям граждан.
На заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года утверждены Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах СНГ на период до 2020 года. Аналогичный документ, рассчитанный на период до 2015 года, успешно реализован.
Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств Содружества одобрена Экономсоветом СНГ 17 марта 2017 года. Утверждены и реализуются Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулирования рабочей силы. Ход выполнения Приоритетных мероприятий рассматривается Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ.
Компетентными органами государств СНГ проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по выявлению и перекрытию каналов незаконной миграции, отслеживанию денежных потоков, проходящих через государства Содружества, выявлению и пресечению преступной деятельности юридических и физических лиц, транснациональных групп с международными и межрегиональными связями, занимающихся организацией незаконной миграции и торговлей людьми. Успешно реализована Программа сотрудничества государств региона в противодействии незаконной миграции на 2015-2019 годы.
***
Представленная информация позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неоднозначные экономические результаты за истекший период, дальнейшее развитие сотрудничества в формате СНГ остаётся приоритетным для его участников. С позиций увеличения несырьевых экспортных доходов и поступлений от трудовой миграции такое сотрудничество является в настоящее время в существенной степени определяющим для многих государств Содружества.
Большое значение и перспективы имеют взаимодействие в реализации совместных крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, повышающих взаимосвязанность пространства СНГ, совокупный интеграционный потенциал Содружества. За последние годы развитие сотрудничества стало важным фактором обеспечения региональной энергетической, продовольственной, экологической, техногенной безопасности.
Положенные в основу деятельности СНГ базовые принципы – взаимной выгоды, равноправия, учёта интересов друг друга – определяют конструктивную роль организации как платформы обмена информацией, координации, выработки совместных решений и договоренностей в интересах всех государств-участников, расширения их взаимовыгодного сотрудничества.
Необходимость более полного использования имеющихся ресурсов и возможностей для углубления взаимодействия обусловлена не только географической близостью, но и сложившимися хозяйственными связями, технически и технологически совмещёнными транспортными коммуникациями, миграционными потоками, совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития, новыми вызовами, которые мировая экономика предъявляет государствам постсоветского пространства.