Актуально

Заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ (15 сентября 2021 года, г. Москва)

В Москве 15 сентября 2021  года в здании Исполкома СНГ прошло заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. В работе Комиссии приняла участие заместитель генерального секретаря ВКП Н.Подшибякина

 
В заседании участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, межгосударственных органов, органов отраслевого сотрудничества и органов управления Содружества, министерств, ведомств. В заседании участвовали заместители председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Д.Трефилов и И.Немалов, ответственные сотрудники Исполкома СНГ.
Открыл и вёл заседание председатель Комиссии по экономическим вопросам, полномочный представитель Республики Беларусь при Экономическом совете СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации В.Семашко.
 
Комиссия рассмотрела и одобрила представленный Доклад «О мерах по обеспечению защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ в условиях распространения коронавирусной инфекции». Было отмечено, что распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 повлияло на образ жизни миллионов граждан, изменило структуру потребления, поведение и стратегии компаний. Меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, бизнес несёт существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Потребители изменяют структуру своих покупок.
Поскольку ситуация, обусловленная динамикой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 остается достаточно сложной и напряжённой, поставлена задача сохранить уровень защиты прав потребителей во всех государствах СНГ.
 
Однако чрезвычайные и непредвиденные события (закрытие границ и авиасообщения, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, самоизоляция персонала сферы торговли и услуг и т.п.) могут повлечь ряд негативных последствий для потребителей, в то числе:
перенос (срыв) сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг;
банкротство продавцов, исполнителей услуг или иных контрагентов; 
невозможность взыскания неустойки или убытков в связи с признанием новой инфекции COVID-19 форс-мажорным обстоятельством.
 
В связи с этим возникает необходимость заново строить безопасные, справедливые и устойчивые рынки товаров и услуг для всех слоев населения, и в первую очередь для уязвимых групп потребителей, подверженных наибольшим рискам с точки зрения непосредственного воздействия вируса на их здоровье.
Проблемы потребителей в создавшийся особый период вызывают обеспокоенность не только в государствах – участниках СНГ, но и во всем мире, в результате чего Всемирной организацией потребителей было подготовлено и опубликовано совместное заявление её членов, отстаивающее права людей на справедливый, безопасный и устойчивый рынок товаров и услуг в разгар пандемии.
 
Глобальный характер новой коронавирусной инфекции подчеркивает тесную взаимосвязь в сегодняшнем мире, зависимость прочности экономик от прочности самого слабого звена – потребителей. Глобализация цепочек потребления и производства ведёт к системным потрясениям в основных секторах, включая продовольствие, финансы, здравоохранение, мобильность. При этом важно защитить права потребителей в следующих критически важных отраслях рынка товаров и услуг.
 
Здоровье. Право на здоровье является приоритетом с точки зрения защиты прав потребителей. Поэтому в приоритетном порядке должны быть выделены ресурсы на предоставление медицинских услуг, просвещение, повышение уровня информированности и проведение профилактических мероприятий, доступных каждому. Базовое медицинское лечение, обследования и вакцинация должны иметь минимальную стоимость или быть бесплатными, при этом для малоимущих групп должно быть обеспечено соответствующее медицинское страхование. Товары, помогающие потребителям защититься от новой коронавирусной инфекции COVID-19, должны быть в наличии и по доступным ценам, в том числе путём применения предусмотренных положениями ВТО механизмов, позволяющих использовать товары без согласия патентообладателей. Необходимо временно разрешить любые механизмы сотрудничества, которые позволят обеспечить поставки и распределение этих товаров всем потребителям по доступным ценам во избежание их нехватки. Для защиты здоровья потребителей во время пандемии необходимо проводить пристальный мониторинг рынков ключевых товаров, таких как дезинфицирующие средства, маски и санитайзеры с тем, чтобы гарантировать их доступность и при необходимости ввести временные ценовые ограничения на эти товары.
 
Продукты питания и товары первой необходимости. Потребители сталкиваются с ростом цен на продукты питания и другие товары первой необходимости. Цепочки поставок испытывают перебои, вызванные панической скупкой товаров и сокращением производственных мощностей из-за закрытия предприятий. Потребители, особенно наиболее уязвимые из них, должны иметь бесперебойный доступ к безопасным и здоровым продуктам питания. Местные рынки и источники получения средств к существованию должны быть надёжно защищены. Следует также поощрять переход к более устойчивым практикам хозяйствования.
 
Финансы. Заболевшие люди, ухаживающие за другими людьми или находящиеся в самоизоляции, могут оказаться не в состоянии зарабатывать на жизнь. Они могут быть лишены доступа к финансовым услугам, которыми пользовались раньше, оказаться более уязвимыми для мошенников. Помимо нужды в удовлетворении базовых потребностей, такие потребители могут испытывать нужду в моратории на погашение задолженностей по кредитам, процентам и сборам. Необходимы дополнительные усилия для обеспечения непрерывного доступа потребителей к финансовым услугам и защиты от недобросовестных или мошеннических действий в этот сложный период, когда люди оказались в особенно уязвимом положении.
 
Доступ в Интернет. Доступ к проверенным онлайн-сервисам и информации становится особенно важным, поскольку привычные каналы и маршруты доступа к основным товарам и услугам оказались перекрыты.
 
Повышение цен. Необходимо обеспечить соблюдение законодательства, включая наказание тех, кто устанавливает завышенные цены или создает искусственный дефицит; поощрять прозрачность ценообразования; ввести ограничения по ценам на товары первой необходимости; пресекать деятельность спекулянтов. Необходимо также применять законодательство о защите конкуренции против компаний, которые во время кризиса вступают в картельные сговоры или злоупотребляют своим рыночным положением.
 
Отказ в возмещении ущерба и возврате средств. Необходимо защитить потребителей от финансовых убытков из-за непредвиденных изменений обстоятельств с обеспечением соответствующего возмещения или альтернатив; обеспечить выплаты возмещений, гарантированных законодательством; предоставлять доступ к сервисам урегулирования споров; проявлять гибкость в отношении исключений из страхового покрытия.
 
Ложные новости, дезинформация, мошенничество. Наивысшим приоритетом являются удаление контента, учетных записей и групп, распространяющих дезинформацию; проверка и распространение подтвержденного контента; предостережение потребителей о мошеннических схемах, использующих условия пандемии; информирование о мерах и способах защиты.
 
Предоставление справедливой отсрочки по платежам в сложных финансовых условиях. Важно проявлять гибкость в отношении потребителей, столкнувшихся с внезапным и непредвиденным изменением финансового положения, предоставляя отсрочку выплат по кредитам, отмену сборов; временно прекращая деятельность по взысканию долгов; обеспечивая доступ к фондам срочной помощи; не перекладывая на потребителей финансовые потери компаний, обанкротившихся в результате кризиса.
 
Право потребителей на конфиденциальность. Персональные данные должны использоваться ответственным, безопасным и конфидециальным образом, исключающим какую-либо дискриминацию как во время, так и после вспышки заболеваемости, с обеспечением надлежащего надзора, отчетности и соблюдения законов.
 
В предложениях, изложенных в Докладе, всем заинтересованным ведомствам государств СНГ предложено предпринять усилия по предотвращению распространения вируса; обеспечить доступ к признанным ООН законным потребностям, уделяя первоочередное внимание здоровью потребителей, продуктам питания, товарам первой необходимости; сосредоточить внимание на защите и расширении прав и возможностей граждан на потребительском рынке товаров и услуг; защитить их от недобросовестных действий бизнеса, необоснованного завышения цен, мошенничества, отказа в выплате компенсаций и возврате денежных средств по неисполненным договорам, дезинформации, несоблюдения правил конфидеальности и ряд других мер.
 
Комиссия одобрила также проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по обеспечению биологической безопасности генетического материала при воспроизводстве сельскохозяйственных животных на период до 2026 года. Документ будет внесен на Экономсовет СНГ.
 
Были приняты к сведению информации о реализации Соглашений: 
о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции от 26 мая 2017 года, 
о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений от 29 мая 2015 года.
 
Рассмотрены также организационные вопросы.