МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН о надзоре и контроле за соблюдением законодательства об охране труда (16 июня 1998 г.)
Принят Межпарламентским Комитетом
Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики и
Российской Федерации
16 июня 1998 г. № 6–6
Настоящий Закон устанавливает порядок организации и обеспечения надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда работников на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организации) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и направлен на обеспечение работодателями здоровых и безопасных условий труда.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения
Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:
· надзор за охраной труда – деятельность специально уполномоченных органов за соблюдением и точным исполнением органами власти и управления, юридическими и физическими лицами, а также должностными лицами законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда;
· контроль за охраной труда – проверка представителями (должностными лицами) специально уполномоченных органов, общественных организаций соблюдения законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда;
· инспектор по охране труда – должностное лицо, являющееся представителем специально уполномоченного органа либо профсоюзного органа и имеющее установленные нормативными правовыми актами права надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а также права наложения санкций за его нарушения на работодателей и должностных лиц организаций. Конкретное наименование должности инспектора по охране труда соответствующего органа надзора и контроля устанавливается национальным законодательством;
· инспекция труда – специально уполномоченный государственный или профсоюзный орган, осуществляющий функции надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда.
Статья 2. Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда
Законодательство о надзоре и контроле за охраной труда состоит из соответствующих положений национальных законов о труде и об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.
Статья 3. Статус инспектора по охране труда
Инспектор по охране труда является служащим, деятельность которого не зависит от государственных органов, работодателей и должностных лиц. В соответствии с законодательством инспектору по охране труда гарантируются необходимые права и меры социальной защиты, а также обеспечение личной безопасности.
Статья 4. Задачи надзора и контроля
Задачами надзора и контроля являются:
· защита прав работников на охрану труда, обеспечение безусловного исполнения и правильного применения законодательства о труде и об охране труда;
· профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
· принятие мер воздействия за нарушения законодательства об охране труда;
· разработка предложений по совершенствованию законодательства об охране труда, стандартов, правил и норм, иных нормативных правовых актов по охране труда;
· оказание помощи организациям, работодателям, должностным лицам в овладении знаниями по охране труда.
Статья 5. Объекты надзора и контроля
Объектами надзора и контроля являются:
· действующие, строящиеся, реконструируемые, проектируемые, законсервированные и ликвидируемые организации как государственной, так и частной форм собственности, в том числе склады, хранилища, предприятия торговли, сельскохозяйственные предприятия и организации, в том числе фермерские хозяйства, учреждения культуры, здравоохранения, образования и другие организации;
· условия труда на рабочих местах и местах, к которым имеют доступ работники в организациях;
· документация по вопросам охраны труда в организациях;
· заводы-изготовители и ремонтные организации, поставляющие колесную и гусеничную технику, транспортные средства станки, подъемные машины и механизмы, электрооборудование и электроустановки, приборы, аппаратуру и другое производственное оборудование в части соблюдения ими требований и норм охраны труда при выпуске указанной продукции, а также условия труда работников в этих организациях;
· научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические учреждения, институты, лаборатории, центры и другие специализированные организации в части соблюдения ими требований и норм охраны труда при разработке продукции, а также условия труда работников этих учреждений и организаций;
· средства производства (машины, станки, механизмы и т.д.) и транспорта (железнодорожный, водный, воздушный и т.д.), средства коллективной и индивидуальной защиты, приборы и аппаратура контроля за состоянием условий и охраны труда (соответствие правилам и нормам охраны труда и правильность эксплуатации);
· тарифные соглашения, коллективные договоры и соглашения, трудовые договоры (контракты) в части включения в них и выполнения требований и норм охраны труда;
· материалы расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· испытательные сертификационные центры (лаборатории), осуществляющие испытания на соответствие правилам и нормам охраны труда объекты, средства производства и защиты работающих.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 6. Структура и основные полномочия системы органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют следующие государственные органы.
6.1. Прокуратура
Прокуратура осуществляет высший надзор и контроль за выполнением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
6.2. Государственная инспекция труда как самостоятельная государственная структура либо при специально уполномоченном органе по труду. В соответствии с национальным законодательством государственный надзор и контроль могут быть возложены на техническую инспекцию труда профессиональных союзов.
Государственная инспекция труда:
· осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации организаций, а также в коллективных договорах (соглашениях), трудовых договорах (контрактах);
· определяет главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда;
· осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативно- правовое и материальное обеспечение;
· анализирует причины нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда и готовит соответствующие предложения по совершенствованию указанных актов;
· анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
· в установленном порядке принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
· проводит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией (ликвидацией) действующих объектов производственного назначения с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
· участвует в обучении работодателей и работников по вопросам охраны труда;
· дает заключения по проектам строительных норм и правил (СНиП) и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие их требованиям норм и правил по охране труда;
· участвует в разработке государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
· ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых, социально- экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению;;
· информирует общественность о выявленных в организациях нарушениях нормативных правовых актов о труде и охране труда, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников;
· готовит и представляет в установленном порядке президенту государства ежегодный доклад о деятельности инспекции и соблюдении законодательства о труде и охране труда.
6.3. В соответствии с национальным законодательством при органах по труду создается государственная экспертиза условий труда, которая осуществляет государственный контроль за:
· состоянием условий труда в организациях и реализацией государственной политики по их приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по условиям и охране труда;
· правильностью предоставления работникам организаций предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и/или опасными условиями труда;
· соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда при проектировании новых и реконструкции действующих производственных объектов, аттестации рабочих мест, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда и лицензировании отдельных видов деятельности.
6.4. Госгортехнадзор
Госгортехнадзор осуществляет надзор за соблюдением требований безопасности на подконтрольных производствах, объектах и работах, проверяет в случае необходимости на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям безопасности (стандартам, правилам и нормам) подконтрольного оборудования.
6.5. Госкомсанэпиднадзор
Госкомсанэпиднадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории страны, проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека.
6.6. Государственная автомобильная инспекция
На Госавтоинспекцию возлагается контроль за соблюдением стандартов и нормативов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации механических транспортных средств и прицепов к ним в части безопасности дорожного движения, наличию дорожных знаков, а также нормативных актов, устанавливающих требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов
6.7. Госпожнадзор
Госпожнадзор осуществляет надзор за соблюдением предприятиями, должностными лицами и гражданами законодательства в области пожарной безопасности, требований пожарной безопасности стандартов, норм и правил, а также контроль за пожарной безопасностью товаров, работ, услуг
6.8. Госстандарт
Госстандарт осуществляет надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), контроль за правильностью проведения сертификации, применяет в пределах своей компетенции санкции за их несоблюдение
6.9. Госатомнадзор
Госатомнадзор организует и осуществляет надзор за соблюдением действующих правил и норм ядерной и радиационной безопасности при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий, разрабатываемых и выпускаемых на их основе, за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий на поднадзорных объектах; проводит инспекции, связанные с осуществлением регулирования и надзора за безопасностью поднадзорных объектов, применяет санкции при нарушениях требований правил и норм по безопасности
6.10. Госэнергонадзор
Госэнергонадзор осуществляет надзор за соблюдением предприятиями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации
6.11. Ведомственные органы надзора
Ведомственные органы надзора могут создаваться в соответствии с национальным законодательством в органах хозяйственного управления всех уровней и осуществляют свои функции на основании положений о них, утвержденных в установленном порядке.
Статья 7. Контроль региональных и местных органов исполнительной власти и органов по труду
Региональные и местные органы исполнительной власти и органы по труду:
· организуют разработку и контроль за реализацией программ (мероприятий) по охране труда, имеющих межотраслевое значение, выполнением коллективных договоров на территории, обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· обеспечивают координацию и взаимодействие органов надзора и контроля;
· информируют общественность о состоянии охраны труда на территории, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников, организуют обмен опытом организаций по охране труда.
Статья 8. Внутриведомственный контроль
Министерства, ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда работников в подчиненных организациях
Статья 9. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за охраной труда осуществляют:
· профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы. В этих целях профсоюзы имеют право создавать собственные инспекции;
· работники организации через избранных ими уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.
Допускаются и другие формы общественного контроля за охраной труда в соответствии с национальным законодательством.
Глава 3. ПРАВА ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
Статья 10. Права органов государственного надзора и контроля
Должностные лица органов государственного надзора и контроля за охраной труда имеют право:
· беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать в любое время суток, в том числе без предупреждения, организации в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
· осуществлять проверки органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по реализации ими государственной политики в области охраны труда (в пределах их компетенции);
· запрашивать и получать бесплатно от органов исполнительной власти субъектов государства и местного самоуправления, организаций документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать в организациях во временное пользование документы или их копии в целях выполнения своих функциональных обязанностей;
· участвовать в переговорах при заключении генерального и тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
· привлекать специалистов в качестве экспертов;
· проводить собеседования и опросы работников организаций и их представителей, а также руководителей и специалистов проверяемой организации;
· осуществлять надзор и контроль трудовой деятельности граждан, работающих по договорам на дому;
· участвовать в комиссиях по испытаниям и приемке производственных объектов, средств производства, транспортных средств, средств защиты работающих;
· налагать в установленном законодательством государства об административных правонарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников организаций, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
· предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке;
· приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
· отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний, правил, норм и инструкций по охране труда;
· пользоваться техническими средствами организации в служебных целях.
Руководители государственных инспекций имеют право:
· рассматривать с органами исполнительной власти вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции, требовать устранения допускаемых нарушений национального законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
· направлять в соответствующие правоохранительные и судебные органы информацию, исковые требования и иные материалы по фактам нарушений законодательства о труде и охране труда, невыполнения предписаний государственных инспекторов;
· принимать обязательные для исполнения решения о приостановке работы организаций, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
· запрещать производство средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и технических условий.
Статья 11. Права органов общественного контроля
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов (технической инспекции труда профсоюзов) и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
· получать информацию от работодателей, должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению и выполнению предписаний (представлений) об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных актов по охране труда;
· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по вопросам охраны труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами);
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· участвовать в переговорах при заключении генерального и тарифных соглашений, а также коллективных договоров;
· принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда;
· обращаться в установленном законодательством порядке в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 12. Право на разработку нормативных правовых актов по охране труда
Органы государственного надзора и контроля в соответствии с положениями о них имеют право на разработку, утверждение самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями обязательных для исполнения норм и правил в области сохранения здоровья работающих, охраны и безопасности труда; рассматривают и согласовывают проекты стандартов, норм и правил, других нормативных документов, участвуют в разработке государственных программ (планов) по указанным вопросам, рассматривают и согласовывают в части учета требований охраны и безопасности труда, сохранения здоровья работающих документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение организаций, зданий и сооружений, бытовых комплексов организаций.
Глава 4. СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
Статья 13. Сотрудничество и взаимодействие государственных органов надзора и контроля с общественными организациями и органами исполнительной власти, ведомственными органами надзора
Основные принципы и направления сотрудничества и взаимодействия:
· добросовестная защита прав и гарантий работников на охрану труда;
· сохранение единства принципов и направлений государственной политики по охране труда; согласованная подготовка предложений при разработке и пересмотре принципов и направлений государственной политики в области охраны труда;
· согласованное принятие мер по решению важнейших направлений охраны труда, создание безопасных техники и технологий, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, льготами и компенсациями за вредные условия труда, сертификация производственных объектов, возмещение вреда потерпевшим на производстве, определение приоритетов в научных исследованиях и разработках по охране труда;
· координация деятельности по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труде;
· проведение совместных комплексных проверок состояния условий и охраны труда в организациях, рассмотрение их результатов, принятие согласованных решений и мер воздействия к организациям.
Сотрудничество и взаимодействие по отдельным видам деятельности в области надзора и контроля за охраной труда между органами надзора и контроля регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними.
Статья 14 Сотрудничество и взаимодействие органов надзора и контроля с аналогичными органами за рубежом
Органы надзора и контроля в установленном порядке осуществляют международное сотрудничество, в том числе участвуют в разработке международных договоров и соглашений, разработке и осуществлении совместно с заинтересованными организациями мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств, принятых государством по вопросам условий и охраны труда, входящих в компетенцию органов надзора и контроля
Статья 15 Информация и консультации
Органы надзора и контроля информируют население, а также органы власти и управления о состоянии условий и охраны труда Органы надзора и контроля информируют друг друга:
· об утверждении норм, правил, стандартов по условиям, гигиене и безопасности труда работающих, а также об изменениях и дополнениях к ним, о других руководящих и методических документах;
· о плановых проверках состояния условий и охраны труда;
· о проводимых научно-исследовательских работах в области условий и охраны труда;
· о рассмотрении важнейших вопросов по условиям, гигиене, охране и безопасности труда на своих заседаниях.
Органы надзора и контроля оказывают консультативную помощь:
· органам исполнительной власти, работодателям и общественным организациям при разработке и заключении ими коллективных договоров и соглашений;
· органам исполнительной власти, работодателям общественным организациям и отдельным работникам по вопросам правильного и наиболее эффективного использования ими их прав и обязанностей по вопросам охраны труда.
Статья 16. Решения органов надзора и контроля
Решения органов надзора и контроля должны быть конкретными, подкреплены ссылками (при необходимости — выдержками, извлечениями) на действующее законодательство о труде и об охране труда, иные нормативные правовые акты по охране труда и не должны допускать двоякого толкования
Статья 17 Обжалование решений органов надзора и контроля
Решения инспекторов по охране труда могут быть обжалованы их руководителям по подчиненности Решения инспекторов по охране труда и органов надзора и контроля могут быть обжалованы также в судебном порядке Подача жалобы или обращение в суд не приостанавливает действия принятого органом надзора и контроля (инспектором) решения, предписания, штрафа
Решения руководителей инспекций и главных государственных инспекторов могут быть обжалованы в судебном порядке
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 18. Финансирование органов надзора и контроля
Финансирование деятельности государственных органов надзора и контроля осуществляется за счет средств бюджета государства и выделяется в нем отдельной строкой в соответствии с законодательством
Дополнительными источниками финансирования деятельности органов надзора и контроля могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет:
· части средств, взысканных с предприятий и должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда, иных нормативных правовых актов по охране труда;
· средств, поступающих от деятельности по организации работы по охране труда и получаемых по договорам непосредственно органами надзора и контроля;
· средств, поступающих за выполнение специализированными учреждениями органов надзора и контроля работ и услуг по договорам с организациями (работодателями);
· средств от издательской деятельности;
· добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и отдельных граждан.
Внебюджетные средства используются для участия в финансировании работ по созданию новых средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приобретения средств надзора и контроля, улучшения материально-технического обеспечения органов надзора и контроля, стимулирования труда работников этих органов.
Статья 19. Материально-техническое обеспечение деятельности органов надзора и контроля
В целях осуществления эффективной деятельности по надзору и контролю, проведения максимального количества обследований закрепленных организаций органам надзора и контроля компетентными органами власти и управления должны быть созданы материально-технические условия, в том числе:
· помещения и их оборудование (достаточная площадь, с возможностью приема посетителей наедине, проведения совещаний, освещение, отопление, вентиляция, санитарно-бытовые устройства, защита от проникновения посторонних лиц, множительная техника, компьютер, пишущая машинка, радио, сейф или несгораемый шкаф, мебель (столы, стулья), холодильник, шкафы и полки для размещения литературы, документов);
· бланки установленного образца, печати с изображениями государственного герба (для государственных инспекций) и своими наименованиями;
· средства связи (телефон, телефакс, пейджер и т.д.);
· транспорт (выделяется легковая автомашина на несколько человек, на инспекцию или регион);
· технические средства надзора и контроля (карманного типа – для экспресс-контроля уровней шума, вибрации, радиоактивности, освещенности и т.д.; при наличии автотранспорта – те же, но более совершенные; фотоаппарат, видео- или кинокамера и принадлежности к ним, средства просмотра и прослушивания отснятого материала – телевизоры, видеомагнитофоны, аудиоаппаратура);
· компостеры и пломбы установленного образца для опечатывания запрещенных к эксплуатации производственных объектов;
· льготы и компенсации для осуществления функций надзора и контроля (внеочередное приобретение билетов на все виды общественного транспорта, в том числе по льготному тарифу, размещение в гостиницах, льготное пользование средствами связи, льготная оплата коммунальных услуг за пользование служебным помещением и его оборудованием);
· возмещение расходов (транспортных – за пользование общественным транспортом по предъявлении проездных документов либо выделение наличных средств с учетом максимально возможных разъездов для осуществления функций надзора и контроля;
· на приобретение канцелярских товаров, расходных материалов к компьютеру, телефаксу, на топливо для автомашины, ее содержание и эксплуатацию).
Статья 20. Делопроизводство органов надзора и контроля
Делопроизводство органов надзора и контроля включает:
· банк законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
· распоряжения вышестоящих организаций;
· данные о состоянии травматизма и профессиональной заболеваемости;
· планы работы, графики проверок, картотеку;
· материалы надзора и контроля, обследований;
· предписания и санкции;
· материалы расследования несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
· данные о контроле выполнения предписаний, мероприятий по несчастным случаям;
· письма, обращения и жалобы работников; решения, принятые по ним;
· переписку, разъяснения, отчеты, справки, доклады и т.д., не противоречащие функциональным обязанностям органов надзора и контроля.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. Отчетность и гласность работы органов надзора и контроля
Органы надзора и контроля обеспечивают отчетность и гласность своей деятельности в соответствии с установленным порядком.
При этом должны соблюдаться:
· периодичность;
· конфиденциальность;
· четкость и правдивость содержания докладов.
Статья 22. Запрет на отдельные виды деятельности и действий должностных лиц органов надзора и контроля
Должностным лицам органов надзора и контроля запрещается:
· как-либо участвовать в коммерческой и предпринимательской деятельности организаций, прямо или косвенно находящихся под их контролем, в том числе участвовать в управлении организацией лично или через членов семьи, а также получать с них доход, выраженный в любой форме (деньги, акции и т.д.), получать подарки или услуги;
· разглашать производственную и коммерческую тайну подконтрольных предприятий, способы разработки, изготовления и эксплуатации продукции предприятий, применяемых технологий, ноу-хау и т.д.;
· разглашать сведения об источнике жалоб и обращений, если заинтересованное лицо не дает разрешения на их разглашение;
· совмещать работу в органе государственного надзора и контроля с депутатской деятельностью;
· использовать в неслужебных целях материально-технические и финансовые средства обеспечения, государственное имущество и служебную информацию.
Статья 23. Ответственность органов надзора и контроля
Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда в государстве, несут, в соответствии с законодательством, ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за неправильное использование предоставленных им прав.
Статья 24. Ответственность работодателей и должностных лиц
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов по охране труда, препятствующие деятельности органов надзора и контроля, привлекаются к ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной) в соответствии с национальным законодательством.