ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГРУЗИИ ОБЪЯВИЛИ ЗАБАСТОВКУ
Сотрудники ООО "Железная дорога Грузии" объявили 24 октября в 11:00, предупредительную забастовку с требованием повышения зарплат и улучшения условий труда, сообщил "Новости-Грузия" председатель Объединения профсоюзов Грузии Ираклий Петриашвили. Движение всех поездов на территории страны приостановлено.
"Забастовка объявлена в масштабах всей Грузии. Это - предупредительная забастовка продолжительностью два часа. Требования остаются прежними – повышение зарплат и улучшение условий труда. Они готовы к переговорам с руководством железной дороги, но исходя из того, что доверие к "старому" руководству очень низко, они больше надеются на переговоры с будущим руководством, которые, про их мнению, могут завершиться реальным результатом", - сказал И.Петриашвили.
Как заявил журналистам И.Петриашвили 22 октября, когда было объявлено о намерении железнодорожников провести забастовку, сложившаяся на грузинской железной дороге ситуация "не соответствует никаким нормам - ни с точки зрения зарплат, спецодежды и, что самое главное, ни с точки зрения отношения к сотрудникам". По его словам, минимальная зарплата рядовых железнодорожников составляет 270 лари (около 160 долларов), в то время как топ-менеджмент "получает огромные зарплаты и премии".
Генеральный директор ООО "Железная дорога Грузии" Ираклий Эзугбая 22 октября написал заявление об отставке. А накануне, 23 октября, администрация ООО "Железная дорога Грузии", 100% которого принадлежат государству, обратилась к своим сотрудникам с призывом принять во внимание идущий в стране процесс смены власти и воздержаться радикальных действий.
Администрация также отметила, что после ухода в отставку гендиректора ООО "Железная дорога Грузии" И. Эзугбая совет директоров не может собраться и изменить параметры бюджета ООО, что необходимо для выполнения ряда требований бастующих.
При этом администрация подчеркнула, что в соответствии с данными сотрудникам обещаниями, к 30 ноября заработные платы сотрудников достигнут: машинистов – 1 250 лари (около 753 долларов), помощников машиниста – 900 лари (около 542 долларов), начальников станций с большой нагрузкой – 2 500 лари (около 1 506 долларов), дежурных станций с большой нагрузкой – 900 лари (около 542 доллара). Зарплаты других сотрудников, исходя из нагрузки станций, составят: начальников станций – от 900 до 1 800 лари (от 542 до 1 084 долларов), дежурных станций – от 700 до 900 лари (от 421 до 542 долларов). Что касается рядовых железнодорожных рабочих, то их зарплата составит 500 лари (около 301 доллара), а за осуществление ремонтных работ они будут получать надбавку в размере 100 лари (около 60 долларов).
Забастовке предшествовало длительное противостояние профсоюза железнодорожников Грузии и руководства дороги, комментируют ситуацию в Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.
Руководство компании в июле 2010 г. уведомило профсоюз о необходимости внесения ряда изменений в действующий с 2006 г. коллективный договор, касающихся использования форм поощрения работников, дополнительного страхования. Также предлагалось исключить пункт договора, по которому администрация должна была централизованно перечислять профсоюзу членские взносы.
Не получив ответа в установленный ею срок, администрация в одностороннем порядке вышла из соглашения по коллективному договору. Социальные гарантии для работников, ранее действующие по коллективному договору, были введены распоряжением руководства компании, прекращено централизованное перечисление членских взносов и контакты с руководством профсоюза.
Возникшая ситуация неоднократно рассматривалась на трехсторонней комиссии страны, руководство дороги давало обещания, но подвижек не было. Объединение профсоюзов Грузии направило жалобу в экспертный комитет МОТ по свободе объединений.
Многие рабочие боялись репрессий, администрация начала сокращение штата, перевод работников на временные трудовые контракты, что порождало атмосферу страха. Председатель профсоюза Н.Багашвили сложила с себя полномочия.
Вопреки противодействию администрации был проведен внеочередной съезд. Ему предшествовало запугивание делегатов на рабочих местах, их посещения дома, в день съезда их уже ждали на станциях и вокзалах. Железнодорожная администрация отказалась предоставить помещение для проведения съезда, который в итоге прошел в здании Объединения профсоюзов Грузии. Был избран новый председатель профсоюза, но переговоры с ним не начались.
При этом нужно отметить, что железной дорогой была достигнута договорённость о получении кредита от Европейского банка реконструкции и развития и в условиях его предоставления есть обязательство обеспечить охрану и надлежащие условий труда рабочих, ведение коллективных переговоров с профсоюзом.
Из-за нарушения этих требований Объединение профсоюзов Грузии обратилось в банк, который приостановил выделение кредита. В ноябре 2011 г. Исполком Европейской федерации транспортников по рекомендации МКПЖ принял резолюцию в адрес МОТ, Еврокомиссии и руководства Грузии.
В октябре 2011 г., феврале 2012 г. делегация Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей посещала Грузию для изучения ситуации и солидарной поддержки коллег.