Актуально

В АШХАБАДЕ ПРОШЛО ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ СНГ

пятница, 19 октября 2012 г.

Делегация Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей приняла участие в 57-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, которое состоялось 16-17 октября 2012 г. в г. Ашхабаде, Туркменистан.

В заседании участвовали руководители железнодорожных администраций стран СНГ, Балтии, Грузии и Финляндии. Приветственное послание участникам заседания направил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов
Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей имеет статус наблюдателя в Совете, и профсоюзы на заседании представляли генеральный секретарь МКПЖ Г.Н.Косолапов, руководители отраслевых профсоюзов Беларуси В.И.Ринг, Казахстана О.Т.Ахметбаев, Туркменистана Т.Г.Мырадов.

На заседании, в частности,  были рассмотрены итоги эксплуатационной работы за восемь месяцев 2012 г., нормативы графика движения поездов 2013/2014 гг., итоги переписи грузовых вагонов и контейнеров, тарифная политика на 2013 г. и ряд других вопросов. Также одобрены рекомендации по единым подходам железнодорожных администраций государств-участников Содружества по охране здоровья работников железнодорожного транспорта, утверждено распределение квот на награждение общесетевым знаком «Почетный железнодорожник».

Было отмечено, что в целом по сети за восемь месяцев перевозки грузов возросли  к уровню 2011 г. на 2.9%, грузооборот на 5%. В то же время снизилась погрузка в Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине и Эстонии. На высоком уровне выполняется график движения пассажирских поездов на железнодорожных администрациях республик Армении, Беларуси и Эстонии.

Анализ оплаты труда железнодорожников, подготовленный МКПЖ по данным ж.д. администраций и профсоюзов, был приобщен к материалам заседания Совета.

Зарплата железнодорожников практически во всех странах выросла примерно на 10% по сравнению с 2011 годом. Вместе с тем резкое снижение перевозок на ж.д. Таджикистана привела за 2 года к снижению зарплаты железнодорожников в два раза до $120.
По уровню зарплаты железнодорожники входят в число ведущих отраслей почти во всех странах, причем на Латвийской ж.д. зарплата более чем в 1,5 раза превысила номинальную. Однако в Азербайджане и Молдавии зарплата железнодорожников продолжает оставаться ниже средней зарплаты в стране, и впервые за время проведения мониторинга во 2 квартале зарплата на Эстонской ж.д стала меньше номинальной.

Средняя заработная плата в пересчете в дол. по итогам 1 полугодия 2012 г. составила в Молдове, Азербайджане и Кыргызстане – 270-290 дол.,   в Армении - 390 дол., Украине – 460 дол.,  Беларуси – 550 дол.,  Казахстане– 830 дол.,    1100 до 1370 дол. – на  железных дорогах России и стран Балтии.

В период заседания участникам было рассказано о работе железнодорожного транспорта Туркменистана, предоставлена возможность ознакомиться с достопримечательностями Ашхабада.
Железная дорога играет исключительно большое значение в жизни Туркменистана, много внимания на государственном уровне уделяется ее развитию. Придавая важность значению отрасли, создано Министерство ж.д. транспорта, во главе которого министр в ранге заместителя премьер-министра. При нынешней протяженности 3.5 тыс. км в последние годы было построено более одной тысячи километров железных дорог, идет обновление локомотивного и вагонного парков. Программой развития в ближайшие десятилетия намечено построить более 2000 км новых железнодорожных линий. В конце 2012 г. состоится открытие туркменского участка транспортного коридора Север-Юг, который обеспечит удобный путь к портам Персидского залива.

Наряду со строительством производственных объектов расширяется  социально-бытовая сфера. За последние годы в г. Ашхабаде построены и заселены железнодорожниками 18 жилых домов повышенной комфортности и улучшенной планировки, 2 школы и 2 детских сада. Квартиры с полной отделкой, кухонной мебелью и бытовой техникой продаются за 50% стоимости и рассрочкой платежа на 30 лет. В 2009 г. завершено строительство комплекса зданий Туркменского государственного университета транспорта и связи, где учится более 1500 студентов.
Для отдыха железнодорожников и их семей в курортных зонах построены 2 отеля на 400 мест,  детский оздоровительный комплекс на 475 мест.

На железной дороге работает и состоит в профсоюзе около 22 тыс. человек. Средняя зарплата $320, у машинистов в зависимости от вида работы $400-1000. Железнодорожники занимают в стране второе место по уровню оплаты труда после работников нефтегазового комплекса. В стране действует целый ряд льгот: практически бесплатны коммунальные услуги (электроэнергия и газ), ряд продуктов питания, на семью с автомобилем бесплатно выделяется 120 литров бензина. Образование в Туркмении бесплатное, медицина страховая, страховка покрывает 50% затрат на лечение. Стоимость проезда в общественном транспорте 0.15 дол.

Почти 10 лет назад в стране была изменена структура профсоюзов, фактически упразднены отраслевые союзы и все управление ведется Национальным центром профсоюзов Туркменистана (НЦПТ). (Для справки: решение НЦПТ по избранию нового председателя Центра в 2007 г. было утверждено постановлением туркменского лидера Г.Бердымухаммедова).

На железнодорожном транспорте 55 первичных профсоюзных организации, 8 освобожденных председателей профкомов, всей работой руководит Тиркеш Гурбанович Мырадов, являющийся уполномоченным Федерации профсоюзов на железной дороге и также возглавляющий Совет председателей профкомов железнодорожников. Совет председателей заключает коллективный договор с Министерством ж.д. транспорта, первичные организации - с руководством предприятий. По мнению туркменских коллег наиболее сложной проблемой в переговорах является вопрос строительства жилья. В регионе Ашхабада, где работает около 5 тыс. чел. ежегодно заселяется 80-120 квартир.

Особое впечатление на участников заседания произвёла столица страны Ашхабад, который благодаря большому строительству новых жилых и административных зданий, реконструкции старой части,  превратился в красивый современный город.

Следующее заседание Совета решено провести в мае 2013 г. в Таджикистане в г. Душанбе.