НА ВСТРЕЧЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ «СТРОИТЕЛЬ» РЕЧЬ ШЛА ОБ УСИЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТРАСЛИ
4 июня Международная конфедерация профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов и Международный союз строителей с участием представителей науки провели семинар-совещание на тему: «О безопасности в строительстве и о проблемах внедрения в практику строительства теории управления рисками». Вёл семинар-совещание председатель МКП "Строитель" Г.Д. Аржанов.
Создателем этой теории считается академик Валерий Алексеевич Легасов (1936–1988), выдающийся советский физико-химик, специалист по технологиям радиоактивных, редких и рассеянных элементов.
Академик В.А.Легасов был одним из ключевых членов Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Непосредственно около четвёртого блока провёл более 60 суток, получил дозу облучение более 150 рентген, занимался также сооружением объекта «Укрытие».
Ему поручили готовить доклад-отчёт о причинах аварии и мерах по ликвидации её последствий, который СССР обязан был предоставить в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Работа специального совещания проходила в Вене 25–29 августа 1986 года в составе представителей 500 крупнейших экспертов, специалистов по атомной физике, химии, энергетике, медицине, безопасности из почти 50 стран и более 20 международных организаций.
В.А. Легасов перед судом мирового сообщества в течение 5 часов объяснял ошибки, приведшие к катастрофе. Доклад закончился аплодисментами после изложения академиком сформулированной им концепции возможного безопасного развития цивилизации, техногенной безопасности и фундаментальных основ теории управления рисками.
Сегодня принципы этой теории находят активное применение в многих областях науки, техники, экономической деятельности. В 80-е годы XX столетия во многих развитых странах началась разработка концепции и политики обеспечения безопасности с учётом «приемлемого риска». Статистика говорит, что около 80% всех чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф техногенного происхождения происходит по вине человека, принимающего неправильные решения и непрофессионально работающего в предкризисных и критических ситуациях. Следовательно, первостепенную роль играет неразрушающий контроль (НК) и техническая диагностика (ТД) на всех этапах жизненного цикла промышленной продукции, система подготовки и сертификации персонала на современном уровне знаний.
На семинаре в МКП «Строитель» речь шла об использовании выводов теории управления рисками в строительной отрасли как при проектировании зданий и сооружений, так при ведении строительно-монтажных работ.
Участники семинара заслушали доклады и сообщения, с которыми выступили доктора технических наук В.П.Мордашев, Н.Н.Никонов, А.П.Мильчаков.
Безопасность, по мнению специалистов, – чрезвычайно ёмкое понятие. Это не только технология и организация труда, но и уверенность работников в завтрашнем дне, когда успешное предприятие, поддерживает естественное стремление инженеров, рабочих и служащих к совершенствованию, хорошо организует отдых и реабилитацию. Безопасность напрямую связана с профессиональной подготовкой, с психофизическими и даже национальными чертами производителя и оператора. И потому безопасность – категория социальная, и в центр её должен быть поставлен человек.
В этом контексте интересное определение безопасности дал один из участников дискуссии. Безопасность – это надёжность инженерной системы, то есть её способность противостоять проектным нагрузкам и чрезвычайным воздействиям плюс постоянное блокирование возможных человеческих ошибок.
К сожалению, целый ряд обстоятельств негативно сказывается на формирования эффективной системы безопасности. Это уход государства от управления безопасностью, пренебрежение нажитым опытом, ослабление профессионализма участников строительства, размытие ответственности, свёртывание экспериментальных работ в отрасли, снижение роли отраслевой науки.
Не секрет, что современный строительный бизнес нередко «делает деньги» на несоблюдении требований конструкционной безопасности, упраздняя якобы обременительные структуры контроля, используя несертифицированные материалы, неквалифицированную рабочую силу, старую технологию и изношенную технику.
Реформы в строительной отрасли проводятся не в интересах государства и общества, а в интересах отдельных групп и коалиций. Тендеры на строительные подряды зачастую выигрывают те компании, которые предлагают меньшую цену работ, неважно за счёт каких факторов.
Вместе с тем прогноз некоторых учёных предупреждает, что в ближайшее время затраты на преодоление последствий аварий и катастроф, в том числе разрушения зданий, систем и сооружений, могут достигнут примерно 20% бюджета.
Участники семинара-совещания договорились продолжить изучение затронутой темы, предпринять усилия для пропаганды концепции безопасности академика В.А.Легасова, создания системы предупреждения строительных аварий, разработать конкретные предложения по усилению роли профсоюзов в важнейшем государственном деле обеспечения безопасности в строительстве.