ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ
среда, 11 февраля 2015 г.
11 февраля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. От ВКП в заседании Комиссии участвовала заместитель генерального секретаря Наталья Подшибякина.
В нём приняли участие полномочные представители государств Содружества в Комиссии, а также сотрудники ряда межгосударственных, межправительственных органов СНГ и органов управления государств Содружества. В заседании участвовал заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Сергей Иванов.
Вел заседание её председатель, полномочный представитель Казахстана в Комиссии Олег Песков.
В повестку дня был включен ряд вопросов интеграционного взаимодействия в сфере экономики. С учётом складывающейся экономической обстановки предметом рассмотрения стал проект Плана совместных действий государств Содружества по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.
Было отмечено, что в государствах СНГ разработаны и реализуются мероприятия в финансово-экономической сфере. По большинству стран была предоставлена конкретная информация.
Азербайджанская Республика. Выступая на заседании Кабинета Министров Азербайджанской Республики, посвященном итогам экономического развития в 2014 году, Президент Азербайджана И.Алиев так определил задачи, стоящие перед страной в 2015 году:
сохранение макроэкономической стабильности, стабильного курса маната, свободного перемещения капитала;
развитие ненефтяного сектора, в том числе за счёт создания импортозамещающих производств и реализации инфраструктурных проектов (в области водоснабжения – питьевого и поливного, а также газификации и электрификации);
предоставление предпринимателям кредитов на льготных условиях; привлечение иностранных инвесторов в ненефтяной сектор; поддержание стабильности банковской системы; укрепление продовольственной безопасности; повышение качества государственного управления; экономное расходование бюджетных средств; создание новых рабочих мест;
повышение транзитно-транспортного потенциала Азербайджана (транспортные коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад»);
повышение роли Азербайджана в энергетической безопасности Европы.
Республика Армения. Премьер-министр Республики Армения О.Абрамян и вице-премьер-министр В.Габриелян в ходе правительственного заседания 30 января 2015 года среди важнейших задач года отметили:
стимулирование национального экспорта;
упорядочение валютного рынка и поддержание стабильного курса драма;
повышение качества государственного управления;
привлечение иностранных инвестиций;
поддержку малого и среднего предпринимательства;
максимальное использование возможностей, открывающихся в связи с интеграцией Республики Армения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Республика Беларусь. В ходе встречи с представителями средств массовой информации 29 января 2015 года Президент Республики Беларусь А.Лукашенко определил как важнейшие экономические задачи:
диверсификацию и дальнейшее наращивание национального экспорта;
экономное расходование бюджетных средств;
полномасштабное использование интеграционных возможностей ЕАЭС.
Республика Казахстан. В Послании народу страны 11 ноября 2014 года Президент Казахстана Н.Назарбаев объявил о реализации новой экономической политики «Нурлы жол», основными элементами которой являются:
льготное кредитование предпринимателей для реализации проектов в промышленности и сфере услуг;
оздоровление банковского сектора;
реализация Плана инфраструктурного развития:
транспортно-логистической инфраструктуры (в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов);
индустриальной инфраструктуры (реализация проектов по производству стройматериалов, продукции и услуг для транспортно-коммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной сфер);
энергетической инфраструктуры (развитие магистральных сетей транспортировки природного газа и электроэнергии);
инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и сетей водо- и теплоснабжения;
жилищной инфраструктуры (модернизация подходов к строительству арендного жилья);
социальной инфраструктуры (решение проблем аварийных школ и трехсменного обучения, нехватки детских садов, формирования материально-технической базы учебных заведений);
улучшение условий по привлечению инвестиций;
развитие малого и среднего предпринимательства с доведением его доли в ВВП страны до 50 % к 2050 году.
В Кыргызской Республике ключевыми направлениями экономической политики определены:
улучшение условий бизнес-среды и инвестиционного климата;
реализация структурных реформ;
использование возможностей, предоставляемых интегрированием страны в ЕАЭС.
Основными приоритетами Республики Молдова на 2015 год определены:
обеспечение макроэкономической стабильности;
осуществление экономических реформ;
реализация инфраструктурных проектов в энергетическом и транспортном комплексе, медицине);
обеспечение стабильного валютного курса; оздоровление банковского сектора; диверсификация экспорта.
Правительством Российской Федерации в январе 2015 года принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, в котором определены следующие ключевые направления:
поддержка импортозамещения и несырьевого экспорта; развитие малого и среднего бизнеса; привлечение инвестиций;
компенсация инфляционных издержек наиболее уязвимым группам населения;
поддержка занятости;
повышение устойчивости банковской системы;
создание механизма санации проблемных системообразующих организаций;
оптимизация расходов бюджета.
Антикризисный план Республики Таджикистан на 2015 год, подписанный Президентом Республики Э.Рахмоном,предусматривает:
увеличение отечественного производства и экспортного потенциала страны;
создание дополнительных рабочих мест;
проведение сбалансированной денежно-кредитной и налоговой политики; экономное расходование бюджетных средств; обеспечение социальной стабильности.
Туркменистан. На заседании Кабинета министров Туркменистана 30 января 2015 года ПрезидентГ.Бердымухамедов определил следующие важнейшие задачи на 2015 год:
обеспечение строгого контроля над выполнением государственного бюджета;
сокращение непроизводительных расходов;
увеличение экспорта продукции туркменских производителей (в рамках специальной программы);
обеспечение активного участия отечественных предпринимателей в развитии национальной экономики.
В Программе Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2012-2016гг. заложено также: поддержание высоких темпов экономического роста; диверсификация национальной экономики; повышение эффективности инвестиционного потенциала страны; дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.
Республика Узбекистан. На заседании Кабинета министров Республики Узбекистан 16 января 2015 года Президент Республики И.Каримов так определил задачи на 2015 и последующие годы:
дальнейшее повышение конкурентоспособности страны за счет расширения и углубления структурных преобразований, модернизации и активной диверсификации ведущих отраслей промышленности; внедрения информационно-коммуникационных технологий, укрепления макроэкономической стабильности;
устранение барьеров на пути развития частной собственности и частного предпринимательства;
сокращение уровня государственного присутствия в экономике;
коренное улучшение уровня корпоративного управления;
углубление локализации производства, расширение межотраслевой производственной кооперации;
создание развитой инфраструктуры (развитие информационно-коммуникационных систем, дорожно-транспортных и инженерных коммуникаций, строительной индустрии);
обеспечение занятости населения (прежде всего молодежи, получившей специальное или высшее образование).
На Комиссии было отмечено: притом, что модели развития и экономическая ситуация, складывающаяся в государствах СНГ, довольно различна, основные направления мероприятий, реализуемых ими в настоящее время в финансово-экономической сфере, содержат много общих элементов, в том числе:
в финансовой сфере:
обеспечение и сохранение макроэкономической стабильности и стабильного курса национальной валюты;
оздоровление и поддержание стабильности банковской системы; оптимизация расходов государственного бюджета; оказание государством финансовой поддержки предпринимателям;
в области структурных реформ:
повышение качества государственного и корпоративного управления;
осуществление дополнительных мер по привлечению инвестиций за счет улучшения делового климата;
интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства;
в экономической сфере:
диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики за счет перехода к опережающему развитию перерабатывающих отраслей и сферы услуг;
диверсификация и дальнейшее наращивание экспорта;
активное развитие инфраструктуры;
создание новых рабочих мест.
Было предложено определить эти направления как основу Плана совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.
Доработанный план будет внесен в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств государств – участников СНГ.
Члены Комиссии обсудили также проект изменений в Межгосударственную целевую программу «Рекультивация территорий государств – членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
Участники заседания заслушали и обсудили информацию о состоянии малого и среднего предпринимательства (МСП) в государствах СНГ. На базе неё можно сделать следующие выводы.
Малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство в государствах СНГ стали важным элементом экономической системы. Однако уровень и состояние развития МСП на пространстве региона различны.
Так, имеются различия в критериях отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. В частности, в Армении и Молдове - это численность сотрудников, годовой доход и балансовая стоимость активов; в Украине - численность сотрудников и годовой доход, в Беларуси всего один критерий - численность сотрудников. В России помимо численности сотрудников учитываются годовой оборот предприятия, а также структура уставного капитала компании.
На основе представленных государствами данных прослеживается положительная динамика увеличения доли МСП в структуре ВВП. Тем не менее значение указанного показателя по-прежнему сохраняется на сравнительно невысоком уровне и составляет в целом около 25% (Армения – 27,1 %, Беларусь – 23,6 %, Молдова – 29,5 %, Россия – 21 %.), в то время как в странах ЕС аналогичный показатель составляет от 50 до 70%, в США – около 60%.
Доля занятости в секторе МСП на пространстве СНГ варьируется в зависимости от страны, в среднем составляя 37% (Армения – 24,8 %, Россия – 25 %, Украина – 40 %, Молдова – 57,71 %), при этом также уступая странам ЕС и США, где данный показатель составляет от 50 до 70%.
Отраслевая структура МСП в государствах – участниках СНГ определяется степенью развития структуры экономики государства в целом, уровнем промышленного развития и приоритетами государственной политики, направленной на укрепление предпринимательства как основы рыночной экономики, обеспечение занятости населения. Немаловажное значение имеет и специфика отраслевого развития регионов в конкретном государстве. Основным видом деятельности малых и средних предприятий в государствах – участниках СНГ остается торговля.
Малый и средний бизнес в государствах – участниках СНГ сталкивается практически с одинаковыми проблемами. Требуют внимания вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности, налоговой нагрузки, оптимизации процедур регистрации и ликвидации предприятий, сертификации, регулирования экспорта и импорта, предоставления предпринимателям бизнес-площадей и имущественной поддержки, расширения доступа бизнеса к финансированию. Сохраняются нерешенные проблемы в области административных барьеров, лицензирования, взаимодействия с органами общественного порядка, судебных процедур и др.
Были определены приоритеты сотрудничества для придания импульса процессу улучшения делового климата в рамках Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ.
Указанный информационно-аналитический обзор будет внесен на рассмотрение Экономического совета СНГ.
Помимо этого был рассмотрен ряд бюджетно-финансовых и организационных вопросов.