Актуально

В РАБОТЕ ЗАКОН ГРУЗИИ «О ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»: КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНИРУЕТ МИНТРУДА И КАКОЕ МНЕНИЕ У ПРОФСОЮЗОВ

среда, 14 сентября 2022 г.
Министерство по делам вынужденных переселенцев, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии представило инициативу внесения изменений в Закон «О трудовой миграции» социальным партнёрам, заинтересованным лицам и госорганам.
 
Инициатива предусматривает обязанность агентств по трудоустройству регистрировать иностранных граждан, которых они будут трудоустраивать в Грузии, а также брать на себя обязательства по отношению к гражданам Грузии, которых они трудоустраивают за границей. Также рассмотрены: обязанность аттестации частных агентств занятости, меры ответственности за неисполнение отчетности перед Минтруда, публикация списка этичных компаний в целях поощрения добросовестных агентств занятости. Населению станет доступна информация об агентствах занятости, действие сертификатов которых будет приостановлено.
 
Объединение профсоюзов Грузии предложило распространить законодательное регулирование на частные агентства занятости, даже если они принимают на работу граждан Грузии в Грузии. Также для уменьшения отрицательной разницы между выездом и возвращением граждан Грузии государство должно обязать частные агентства занятости использовать «тест рынка труда», подразумевающий возможность работодателя трудоустроить иностранных граждан только при отсутствии персонала с соответствующей квалификации или образования в Грузии. Кроме того, в случае трудоустройства гражданина Грузии за границей поручить агентствам по трудоустройству следить за условиями труда и информировать об этом Министерство труда.
 
В течение многих лет действует так называемая практика трудоустройства граждан Грузии за границей через посреднические частные компании, что в конечном итоге обернулось нелегальной и неконтролируемой миграцией, серьезными нарушениями трудовых прав граждан Грузии за границей. Также практически неподконтрольными остаются факты трудоустройства иностранных граждан в Грузии, что, с одной стороны, создавало почву для совершения фальшивых и лицемерных сделок, а с другой стороны, содержало риск для интересов безопасности страны.
 
Отрицательное сальдо миграции только в 2021 году составило 26 тысяч человек. Значит, население Грузии уменьшилось примерно на столько же. Большинство мигрантов являются трудовыми мигрантами. Это люди, которые не могут найти работу в Грузии, из-за чего уезжают из страны. Среди них не только низкоквалифицированная рабочая сила, но и квалифицированные специалисты, которые не смогли найти работу с соответствующей оплатой и условиями труда. Следовательно, страна теряет необходимую рабочую силу, что критически важно для привлечения инвестиций в страну.
 
Всего в 2021 году из страны выехало 99 974 человека, а въехало 74 008 человек. Среди эмигрантов мужчин было 61740 человек (61,7%). Примечательно, что среди выехавших из страны 80351 человек (80,3%) были гражданами Грузии, а из прибывших только 39526 человек (53,4%) были гражданами Грузии.
 
Соответственно, всего за год количество граждан Грузии в стране уменьшилось на 40825 человек, а количество иностранных граждан увеличилось на 14 859 человек. Это свидетельствует о том, что Грузия не может обеспечить работой своих граждан, и их постепенно заменяют граждане зарубежных стран. Иностранные инвесторы пользуются недостатками грузинского законодательства и, несмотря на наличие на местном рынке труда сотен тысяч соискателей, привлекают иностранных граждан для работы в компаниях.
 
Основным путем решения указанной проблемы является введение «теста рынка труда», который обеспечил бы трудоустройство граждан Грузии, тогда как трудоустройство иностранных граждан было бы возможно только при отсутствии в Грузии рабочей силы соответствующей квалификации.
 
В сложившейся ситуации условия трудоустройства граждан Грузии за границей, а также порядок трудоустройства иностранцев в Грузии фактически не контролировались.
 
Объединение профсоюзов Грузии принимает активное участие в обсуждении вопроса и в ближайшие дни представит подробное видение законопроекта в Министерство, после чего начнется обсуждение законопроекта в Парламенте.