Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
пятница, 21 июля 2023 г.
В Республике Узбекистан в последние годы предпринимаются масштабные меры по решению накопившихся проблем во всех сферах жизни государства и общества, в том числе в сфере труда. Ситуацию анализирует заведующий отделом по защите социально-экономических интересов трудящихся Федерации профсоюзов Узбекистана, кандидат технических наук Махмуджон Исаев в своей публикации на сайте профцентра. Предлагаем её вниманию читателей.
Благодаря либерализации денежно-кредитной политики, трудового, налогового, пенсионного и финансового законодательства за последние годы удалось решить такие вопросы, как обеспечение своевременности выплаты заработной платы, преодоление разницы между оплатой труда в наличной и безналичной формах, повышение мобильности рабочей силы, снятие ограничений для трудоустройства граждан внутри страны и за рубежом, совершенствование условий оплаты труда работников ряда отраслей, полное искоренение детского и принудительного труда.
В последние семь лет ратифицировано семь важнейших конвенций Международной организации труда, касающихся социального диалога, права на объединение в профсоюзы, безопасности и гигиены труда, инспекции труда в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.
Приняты законы “Об охране труда”, “О профессиональных союзах”, “О занятости населения”, “О государственной гражданской службе”, введен в действие Трудовой кодекс Республики Узбекистан в новой редакции.
Наиболее значимыми изменениями в сфере регулирования рынка труда явилось введение государственного заказа на создание новых рабочих мест, внедрение субсидированной занятости для лиц из числа социально уязвимых слоев населения, предоставление грантов безработным гражданам, желающим начать предпринимательскую деятельность, максимальное упрощение процедуры приобретения статуса самозанятого.
В последние годы утверждены районные коэффициенты к оплате труда, а также минимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах в местностях с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими и бытовыми условиями.
Введены обновленные отраслевые повышающие коэффициенты тарифных ставок рабочих по отдельным технологическим видам работ, производствам и видам экономической деятельности. Утверждены новые размеры надбавок, связанных с разъездным характером работ, улучшены условия оплаты труда водителей автомобильного транспорта.
Кардинальные сдвиги происходят в сфере борьбы с бедностью: утверждена Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан, в рамках реализации которой создано Национальное агентство социальной защиты, с включением в ее состав Социальной инспекции.
В целях поощрения национального трехстороннего социального диалога созданы и функционируют трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам на первичном, территориальном, отраслевом и республиканском уровнях.
Сегодня глобальный мир труда сталкивается с вызовами, порожденными цифровизацией экономики, усилением глобального курса на «либерализацию» трудового законодательства и повышение так называемой гибкости рынка труда. К числу этих вызовов можно отнести рост безработицы, неформальной и нестандартной занятости, падение реальной заработной платы, эрозию трудовых прав, кризис системы социального страхования, дефицит социальной справедливости.
Следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан в новой редакции является своеобразным ответом на существующие вызовы современности, включая проблемы сферы труда.
Так, статья 42 Конституции гласит, что каждый имеет право на достойный труд, на свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.
Здесь важно заметить, что категория «достойный труд» не является абстрактным понятием, а служит фундаментом вполне конкретной Концепции, провозглашенной МОТ в 1999 году.
Концепция достойного труда МОТ основывается на четырех важнейших стратегических целях: действенная реализация основополагающих прав в сфере труда, расширение возможностей достойной занятости, совершенствование систем социальной защиты и укрепление социального диалога.
Как известно, основополагающие принципы и права в сфере труда включают 10 конвенций МОТ, предписывающих реализацию права трудящихся и работодателей на объединение и на ведение коллективных переговоров об условиях труда; преодоление прямой и косвенной дискриминации в сфере труда; соблюдение принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности; ликвидацию принудительного труда и наихудших форм детского труда; обеспечение безопасности и гигиены труда.
Отрадно отметить, что практически все основополагающие принципы и права закреплены в нашем Основном законе: право на объединение в профсоюзы (статьи 39, 70, 73), социальное партнерство (статья 115), запрещение принудительного и любых форм детского труда (статья 44), безопасность и гигиена труда, а также принципы недискриминации и равной оплаты за труд равной ценности (статья 42).
Очень важной, на наш взгляд, является конституционная норма о том, что минимальный размер оплаты труда должен определяться с учётом необходимости обеспечения достойного уровня жизни человека. Практическая реализация данной нормы потребует законодательного утверждения методологии расчета потребностей работников и их семей, а также стоимости жизни.
Согласно статье 43 Конституции государство должно принимать меры по обеспечению занятости граждан, защите их от безработицы, а также сокращению бедности.
Актуальность данной конституционной нормы определяется тем, что в современную эпоху занятость стала одной из острейших социально-экономических проблем.
Чем больше людей охвачено продуктивной занятостью, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. Поэтому государственная политика занятости должна стать составной частью социальной политики.
В данном контексте уместно напомнить, что первая статья Конституции определяет Узбекистан как суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.
А что такое социальное государство?
Социальное государство – это современная система организации общества, для которой характерна высокоразвитая социально-ориентированная экономика, позволяющая формировать такие фактические и юридические условия, при которых обеспечены – высокое качество жизни граждан, условия для свободного развития человека как личности, социальная поддержка уязвимых групп населения.
Социальное государство гарантирует гражданам достойный уровень жизни и широкий спектр социальных благ, таких как стабильная занятость, доступное жилье, медицинское обслуживание, доступ к образованию и социальным услугам.
Таким образом, нормы обновленной Конституции Республики Узбекистан налагают большую ответственность на государство и гражданское общество страны по разработке целостной программы их имплементации в законодательство и практику, а также общественному контролю за ходом ее реализации.