Актуально
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о международных сопоставлениях внутреннего валового продукта и заработной платы
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о состоянии занятости населения в независимых государствах региона в 2023 году
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств СНГ за 2023 год"
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
"О социально-экономическом положении в независимых государствах региона в 2023 году"
ФОТОРЕПОРТАЖ
о X (внеочередном) Съезде ВКП размещён по этому адресу. Заходите, смотрите, скачивайте.
вторник, 3 октября 2023 г.
28 сентября в Ташкенте состоялось 27 заседание Совета руководителей миграционных органов (СМРО) государств – участников Содружества Независимых Государств.
В нем приняли участие делегации миграционных органов Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также Исполкома СНГ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В качестве наблюдателей на заседании присутствовали представители Туркменистана, Евразийской экономической комиссии, Антитеррористического центра СНГ, Совета руководителей подразделений финансовой разведки СНГ.
От ВКП в заседании участвовала и выступила руководитель Департамента ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся А.Баленко.
Открыл и вёл заседание председатель СМРО, первый заместитель министра МВД России А.Горовой. Было рассмотрено 14 вопросов.
С приветственным словом к участникам заседания обратился заместитель министра внутренних дел республики Узбекистан Б.Абдуллаев, который отметил, что мировые события диктуют необходимость учета новых аспектов миграции, а также подчеркнул огромную роль современных технологий в сфере регулирования миграционных процессов.
В приветствии от Генерального секретаря – руководителя Секретариата Совета МПА СНГ Д.Кобицкого участникам встречи сообщалось, что одним из первых принятых МПА СНГ документов стала Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, в которой сказано, что «государства СНГ обязуются соблюдать принцип свободы миграции населения между ними». «Миграцией как транснациональным явлением невозможно управлять эффективно в долгосрочном плане без координации и международного диалога. Благодаря тесному взаимодействию с Советом руководителей миграционных органов СНГ формирование модельной законодательной базы СНГ в сфере миграции осуществляется комплексно, с опорой на практические задачи и потребности стран Содружества», – сказано в обращении.
На заседании СРМО был подробно обсужден вопрос миграционной ситуации, об изменениях в национальном законодательстве в области миграции и о правоприменительной практике миграционных органов государств СНГ. Открывая обсуждение, председатель СРМО, первый заместитель Министра внутренних дел РФ А.Горовой отметил изменение парадигмы миграционных процессов и подчеркнул необходимость скоординировать деятельность миграционных органов в новых условиях.
В большинстве своём докладчики отмечали рост миграционного потока в 2023 году по сравнению с предыдущим периодом. Так, выросло число прибывших в Азербайджан, в Казахстан. В Россию прибыло мигрантов на 16,4% больше, чем за этот же период 2022 года, что составило почти 6 млн человек, из них 85% – из стран СНГ. В Узбекистан за первую половину 2023 года въехало иностранных граждан на 44,5% больше, чем за тот же период прошлого года (2,3 млн), в том числе на 43,8% (2,2 млн) – из стран СНГ.
Участники заседания ознакомились с опытом Азербайджанской Республики по расширению международных связей и укреплению сотрудничества с организациями гражданского общества, работающими в сфере миграции, а также мерами по усилению интеграции мигрантов в азербайджанское общество и информацией по созданию, использованию Государственной миграционной службой цифровых платформ.
Республика Беларусь проинформировала участников заседания о миграционной обстановке на фоне резкого сокращения КПП на границах с Польшей и прибалтийскими странами. Также была представлена информация о принимаемых в условиях дефицита кадров в стране мерах по привлечению и закреплению иностранной квалифицированной рабочей силы.
О шагах по либерализации и децентрализации, а также процессах цифровизации в сфере миграции сообщила Республика Казахстан.
Республика Кыргызстан сообщила о сохранении тенденции увеличение потока, уезжающих на трудовую деятельность в другие страны. В целях совершенствования управления и регулирования миграционных процессов постановлением Правительства КР от 4 мая 2021 г. №191 утверждена Концепция миграционной политики Кыргызской Республики на 2021-2030 годы. В настоящее время национальное законодательство Республики в сфере миграции претерпевает существенные изменения.
О планомерной работе по совершенствованию миграционного законодательства проинформировала слушателей Российская Федерация. За восемь месяцев текущего года издано в сфере миграции 6 федеральных законов, 6 указов президента, 9 постановлений, 25 распоряжений Правительства, 14 ведомственных приказов МВД России. Наиболее значимым в прошлом году явился закон от14 июля № 357-ФЗ, посвящённый правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации. Он предусматривает новый институт разрешения на проживание студентов, возможность иностранным гражданам – «безвизовикам» смены цели визита на цель «работа» без выезда из России, упрощенный порядок выдачи вида на жительство для ряда категорий иностранных граждан, в т.ч. специалистам в сфере информационных технологий и членам их семей и др.
Учитывая дефицит кадров и беспрецедентно низкий уровень безработицы в стране (ниже 3%) велика потребность в трудовых мигрантах. Одним из основных направлений миграционной политики является увеличение масштабов организованного привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности на территории России, совершенствование механизма оргнабора. Важной задачей также является широкое внедрение информационных технологий в сфере миграции, в том числе трудовой.
Республика Таджикистан представила информацию о миграционной ситуации, о мерах по предотвращению незаконной миграции в рамках выполнения Договора о коллективной безопасности по предотвращению незаконной миграции «НЕЛЕГАЛ».
Участники заседания были проинформированы о значительных мерах по совершенствованию законодательной базы в сфере миграции в Республике Узбекистан. В целях развития туризма ведется большая работа по созданию благоприятных условий для въезда в страну. В настоящее время граждане 55 стран могут въезжать в Республику по электронной визе. Большие успехи достигнуты по сокращению безгражданства в стране, что стало возможным благодаря принятию в марте 2020 года Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» в новой редакции. Большое внимание уделяется развитию цифровых технологий, созданы и функционируют электронные автоматизированные системы «Е-гость», «Е- виза».
В ходе заседания участниками были рассмотрены вопросы об опыте проведения мероприятий и спецопераций по пресечению незаконной миграции, об опыте использования современных информационных технологий и взаимодействия со средствами массовой информации, об опыте функционирования спецучреждений временного содержания задержанных иностранных граждан и др.
Учитывая необходимость актуализации Концепции общего миграционного пространства СНГ, действующей с 2012 года, членами Совета было принято решение обратиться в Межпарламентскую Ассамблею СНГ с предложением рассмотреть вопрос о подготовке проекта новой редакции указанной Концепции с учетом сегодняшних реалий.
На заседании рассмотрен вопрос о мерах реализации Заявления глав государств – участников СНГ о развитии сотрудничества в сфере миграции от 15 октября 2021 года, а также утверждены План работы Совета на 2024 год и график его заседаний на 2024–2025 годы.