ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ПРИ ЭКОНОМСОВЕТЕ СНГ
вторник, 23 января 2024 г.
В Москве 23 января 2024 года состоялось первое в этом году заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, в ходе которого рассмотрены вопросы сотрудничества государств региона. От ВКП в работе Комиссии приняла участие заместитель генерального секретаря Наталья Подшибякина.
В нём участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, межгосударственных, межправительственных органов, представители министерств, ведомств, сотрудники Исполкома СНГ.
В заседании принимали участие заместители Генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов и Денис Трефилов.
Вёл заседание председатель Комиссии, полномочный представитель Российской Федерации в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Владимир Воробьев. Было рассмотрено 11 вопросов. Обсуждение первых двух вопросов проводилось совместно с Советом постоянных полномочных представителей стран СНГ с участием Генерального секретаря СНГ Сергея Лебедева, которые собрались в Минске также на своё первое в этом году заседание.
Была представлена Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году и План мероприятий по ее реализации, которая была утверждена Президентом РФ Владимиром Путиным 13 октября в Бишкеке на Совете глав государств.
В видеообращении Министра иностранных дел России Сергея Лаврова было отмечено, что в Концепции системно отражены приоритеты РФ дальнейшего развития сотрудничества в рамках СНГ. Соответствующий план мероприятий включает около 150 пунктов и охватывает все основные направления деятельности Содружества.
Особое внимание будет уделено углублению экономического взаимодействия, прежде всего в сферах продовольственной и энергетической безопасности, промышленной кооперации, транспорта и логистики, экологии, инноваций, цифровизации.
При этом будут исходить из принципа взаимосвязанности экономик государств СНГ и Евразийского экономического союза, важности синхронизации решений на национальном и региональном уровнях с целью обеспечения устойчивости двух интеграционных объединений в новых геополитических реалиях.
На фоне глобальной нестабильности, усиления напряженности по периметру внешних границ СНГ на повестке дня будут вопросы обеспечения безопасности во всех её измерениях. В их числе – борьба с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией.
Наращивание военно-биологической активности США в регионе и другие острые вызовы безопасности диктуют необходимость вывода этой работы на новый уровень – как в рамках СНГ, так и через сопряжение его усилий с ОДКБ, ШОС, другими межгосударственными объединениями Большой Евразии.
В фокусе внимания будет и задача укрепления внешнеполитической координации. Доброй традицией стала разработка совместных политических заявлений по актуальным международным и региональным темам. В прошлом году было принято шесть подобных документов, охватывающих широкий круг вопросов – от принципов международных отношений в многополярном мире до тематики русского языка и цифровизации.
Россия нацелена на расширение культурно-гуманитарных связей как одного из ключевых направлений работы в рамках СНГ. Ежегодно в Содружестве проводится множество ярких и масштабных мероприятий. Города Самарканд, Ташкент и Гюмри в текущем году имеют статус культурной, молодёжной и спортивной столиц СНГ соответственно.
Россия дорожит солидарностью стран СНГ в борьбе против героизации нацизма и фальсификации истории. Совместными усилиями будем и далее отстаивать правду о нашем общем прошлом. 2025 год объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Годом Мира и Единства в борьбе с нацизмом. Советом глав правительств СНГ утверждён соответствующий План мероприятий. Намечено обращение глав государств СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности, а также учреждение единой юбилейной медали. РФ будет всемерно способствовать достойной реализации этих и других инициатив в сфере сохранения исторической памяти, включая акции и шествия по линии Международного движения «Бессмертный полк».
Пристальное внимание Россия намерена уделить повышению профиля СНГ на международной арене, развитию его контактов с дружественными организациями, в том числе на основе принятого лидерами государств в Бишкеке решения об учреждении в СНГ статусов наблюдателя и партнёра.
Было отмечено, что Содружество Независимых Государств продолжает вносить крупный вклад в упрочение стабильности на евразийском пространстве, продвижение широкой региональной кооперации. Россия настроена на активную работу по дальнейшему укреплению его авторитета как представительной и эффективной площадки диалога и сотрудничества. Будем и далее развивать всестороннее сотрудничество с партнёрами на принципах равноправия, взаимного уважения и добрососедства.
На совместном заседании Совета постоянных полномочных представителей стран СНГ и Комиссии по экономическим вопросам представлял Концепцию заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Александр Панкин.
Председательство будет направлено на обеспечение преемственности в деятельности Содружества и достижение следующих целей:
– дальнейшее укрепление СНГ как интеграционного объединения, повышение его международного авторитета, развитие сотрудничества между Содружеством и другими международными организациями, а также заинтересованными государствами;
– повышение роли СНГ как представительной площадки для многостороннего политического диалога по широкому кругу тем, включая координацию внешнеполитической деятельности и продвижение совместных международных инициатив, развитие парламентского измерения Содружества;
– углубление экономической интеграции, в том числе в контексте создания единого экономического пространства, взаимодействия в сфере энергетики, промышленной и агропромышленной кооперации, цифровизации, транспорта и связи, экологии и защиты климата, научно-технического и инновационного сотрудничества;
– совершенствование механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности государств – участников Содружества, укрепление сотрудничества в военной сфере и в области пограничной безопасности;
– расширение культурно-гуманитарного взаимодействия;
– сопряжение деятельности Содружества с другими интеграционными форматами на евразийском пространстве в целях формирования Большого Евразийского партнёрства как широкого интеграционного контура, объединяющего потенциал всех государств и организаций региона;
– совершенствование договорно-правовой базы и институтов сотрудничества в рамках СНГ.
В сфере внешнеполитического взаимодействия особое внимание планируется уделять укреплению на международной арене положительного образа СНГ как развивающегося интеграционного объединения, его адаптации к новой архитектуре многополярного миропорядка. Усилия будут направлены на выработку консолидированных подходов государств-участников по актуальным глобальным и региональным темам, их совместное продвижение на международных площадках, прежде всего в ООН.
Продолжится практика принятия совместных заявлений государств Содружества и проведения многоуровневых межмидовских консультаций по широкому кругу вопросов.
Важным направлением деятельности будет внешнее позиционирование СНГ, развитие его связей с дружественными государствами, международными организациями и объединениями, в частности с Евразийским экономическим союзом, Организацией Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организацией сотрудничества, межгосударственным объединением БРИКС, Форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другими.
В целях формирования единого правового пространства акцент будет сделан на поддержке работы Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, повышении её международного авторитета, укреплении связей с другими парламентскими объединениями. Предполагается активно развивать и другие форматы правового сотрудничества в рамках СНГ, а также механизмы взаимодействия между судебными, правоохранительными и иными органами по вопросам взаимной правовой помощи и обеспечения правовой защиты личных, имущественных и неимущественных прав граждан.
В торгово-экономической области приоритетными будут выполнение Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 оды) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, дальнейшее развитие зоны свободной торговли, наращивание потенциала многосторонних механизмов экономического сотрудничества и стимулирование деловой активности бизнеса, углубление взаимодействия в таможенной сфере, проведение согласованной антимонопольной политики и обеспечение справедливых условий конкуренции, широкое применение инноваций.
Будет проводиться работа по расширению взаимной торговли услугами и повышению уровня её либерализации в рамках Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций от 8 июня 2023 года, созданию благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, предпринимательских инициатив, включая молодёжные, повышающих вовлеченность национальных экономик и хозяйствующих субъектов из стран СНГ в евразийские производственные и транспортно-логистические цепочки.
Продолжатся усилия по сопряжению деятельности СНГ и Евразийского экономического союза, сближению их правовой базы, расширению контактов между Исполкомом СНГ и Евразийской экономической комиссией.
Приоритетными задачами в сфере энергетики будут: обеспечение энергетической безопасности; эффективное использование энергетических ресурсов и возможностей международной торговли энергоресурсами для повышения конкурентоспособности национальных экономик; обеспечение научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса государств СНГ; развитие низкоуглеродной энергетики; углубление сотрудничества в области подготовки специалистов.
С опорой на большой транзитный потенциал Евразийского региона будут реализовываться Приоритетные направления сотрудничества государств СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, в том числе с целью развития трансевразийских логистических коридоров «Восток – Запад», «Север – Юг» и МТК «Сибирь – Юг»: «Сибирь/Урал – Центральная Азия – Южная Азия/Персидский залив».
В целях укрепления финансового суверенитета государств СНГ усилия будут направлены на расширение использования национальных валют во взаимных расчётах и формирование независимой от третьих сторон расчётной инфраструктуры. Планируется также проработать практические аспекты обеспечения бесперебойного обслуживания внешнеторговых контрактов, цифровизации финансовых рынков и платёжной инфраструктуры, расширения взаимодействия в области платёжно-расчётных отношений, в том числе в части организации взаимного приёма национальных платёжных карт.
Предполагается содействовать промышленной кооперации, созданию новых высокотехнологичных отраслей, ускоренному развитию и модернизации промышленного производства в государствах СНГ, его технологическому обновлению, увеличению объёмов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и наукоёмкой продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Планируется способствовать формированию в СНГ единого агропромышленного рынка в целях бесперебойного обеспечения стран региона качественными продуктами питания и достижения объединением лидирующих позиций в области продовольственной безопасности, наращивания научно-технического и инновационного потенциала в агропромышленном комплексе, расширения взаимных поставок сельскохозяйственной техники.
В экологической сфере предполагается уделять внимание вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования, внедрению «зелёных» и «переходных» технологий, управлению водными и лесными ресурсами, сохранению биоразнообразия; проблеме изменения климата; созданию и обеспечению функционирования трансграничных и особо охраняемых природных территорий; обмену опытом в области обращения с отходами; сближению природоохранного законодательства.
В области цифровизации и информационно-коммуникационных технологий будут продолжены усилия по формированию цифрового общества, развитию цифрового бизнес-пространства, технологий искусственного интеллекта, поддержке системного развития цифровой и геодезической инфраструктуры, совершенствованию сервисов, предоставляющих электронные услуги, а также цифрового государственного управления.
В сфере обеспечения информационной безопасности будет сделан акцент на наращивании комплексного взаимодействия государств СНГ, в том числе в целях продвижения совместных подходов и инициатив на глобальном уровне, прежде всего в ООН.
Продолжится укрепление механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам, таким как терроризм, экстремизм, транснациональная преступность, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Предполагается наращивать потенциал взаимодействия СНГ по указанным вопросам с профильными структурами ООН, ОДКБ, ШОС, а также других организаций и объединений.
В сфере обеспечения биологической безопасности усилия будут направлены на укрепление системы мониторинга биологических рисков, выработку общих принципов и подходов при реагировании на них, обмен информацией.
В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций особое внимание будет уделено вопросам мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий и промышленных аварий.
Планируется углублять взаимодействие в военной и военно-технической областях.
Значительное внимание будет уделено совместной работе в области военно-патриотического воспитания и популяризации общих духовно-нравственных ценностей.
Будет продолжена реализация Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств СНГ до 2030 года.
В научно-технической и образовательной сферах особое внимание будет уделено реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2030 года, Концепции научно-технического и технологического сотрудничества от 28 октября 2022 года в целях развития существующих и создания новых высокотехнологичных рынков товаров и услуг, инфраструктуры научно-технического, промышленного и инновационного сотрудничества, кооперации научно-технологических компаний и коллективов.
Предполагается оказывать содействие межгосударственному обмену научно-технической информацией, подготовке высококвалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики, поддержке научных исследований и разработок в области искусственного интеллекта, повышению академической и научной мобильности, развитию межшкольных и межвузовских связей, продвижению практики сетевых университетов, расширению преподавательских обменов.
Продолжится работа по совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества в сфере социально-трудовых отношений, миграции населения, повышению эффективности борьбы с незаконной миграцией.
В области здравоохранения усилия будут направлены на наращивание взаимодействия в борьбе с социально значимыми заболеваниями и инфекционными болезнями. Будет продолжена работа по формированию единого эпидемиологического пространства государств СНГ, укреплению потенциала по предупреждению, выявлению и реагированию на вспышки инфекционных болезней в целях своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера.
В культурно-гуманитарной сфере в числе российских приоритетов – укрепление общего культурно-гуманитарного пространства Содружества на основе Плана приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2023–2024 годы, перечня Основных мероприятий сотрудничества государств СНГ в области культуры на 2021–2025 годы, а также действующих стратегий в области физической культуры, спорта, туризма и международного молодёжного сотрудничества; реализация мероприятий в рамках объявленного в СНГ в 2024 году Года волонтерского движения, Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», международных проектов «Молодежная столица СНГ» и «Спортивная столица Содружества.
Важным направлением работы будет противодействие внешнему деструктивному влиянию на культурно-гуманитарное пространство государств СНГ, включая попытки «отмены культуры» того или иного народа или его вклада в мировое культурное наследие.
Значимым аспектом российского председательства будет поддержка мер по борьбе с фальсификацией истории и попытками реабилитации нацизма, сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне, в том числе о фактах геноцида народов Советского Союза. Особое внимание в этой связи будет уделено подготовке к проведению в 2025 году в Содружестве Года 80-летия Победы в Великой Отечественной войне – Года Мира и Единства в борьбе с нацизмом.
Продолжится работа над совместными проектами стран СНГ по защите, поддержке и продвижению русского языка как языка межнационального общения, а также по запуску практической деятельности Международной организации по русскому языку, открытой для присоединения всех стран, разделяющих её цели и принципы.
Большое внимание будет уделено развитию молодёжного сотрудничества в рамках СНГ, расширению существующих совместных проектов и запуску новых инициатив.
В сфере поощрения и защиты прав человека в числе российских приоритетов будет обеспечение функционирования Комиссии по правам человека СНГ и Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ.
Работа в информационном пространстве СНГ будет выстраиваться с акцентом на освещение положительной динамики интеграционных процессов, развитие гуманитарных и деловых связей, популяризацию исторической общности и культурного разнообразия в странах на основе углубления практического взаимодействия между ведущими СМИ государств региона, в том числе по линии МТРК «Мир», с широким использованием современных технологий и привлечением авторитетных журналистов, блогеров, лидеров общественного мнения.
В соответствии с Решением Комиссии её членам рекомендовано содействовать реализации экономических аспектов данной Концепции.
Комиссия одобрила деятельность Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников СНГ в 2019–2023 годах, о чём доложил первый заместитель Министра экономики и коммерции Кыргызской Республики Чоро Сейитов. Доклад показал, что поставленные перед Советом задачи по координации межрегионального и приграничного сотрудничества государств Содружества успешно выполняются. Совет координирует многостороннее взаимодействие государств СНГ в решении вопросов устойчивого экономического развития регионов и приграничных территорий, обеспечения безопасности граждан, укрепления дружбы и добрососедства. Один раз в год проводятся заседания Совета, на которых обсуждаются вопросы, способствующие углублению взаимодействия государств в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества. На постоянной основе осуществляется мониторинг нормативно-правовой базы в рамках СНГ, регламентирующей межрегиональное и приграничное сотрудничество.
Советом за отчётный период подготовлены ряд важных документов в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества:
• Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и План мероприятий по ее реализации, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 6 ноября 2020 года;
• Концепция развития библиотечно-информационного пространства на базе приграничных библиотек государств – участников СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, утвержденные Решением Экономического совета СНГ от 23 июня 2023 года;
• Концепция организации и проведения Форума регионов государств – участников СНГ, утвержденная Решением Экономического совета СНГ от 23 июня 2023 года.
Материал будет внесен на рассмотрение Экономсовета СНГ.
Комиссия приняла к сведению Информацию о выполнении Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, подготовленную Исполнительным комитетом СНГ на основе материалов, полученных от Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. Указанная Информация в составе информационно-аналитических и справочных материалов будет представлена к заседанию Экономического совета СНГ.
Были одобрены предложения по присуждению Премии Содружества Независимых Государств 2023 года за достижения в области качества продукции и услуг, представленные Жюри конкурса. Они будут внесены на рассмотрение Экономсовета СНГ.
Членам Комиссии была представлена Информация о возможности начала переговоров между государствами – участниками Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года о доступе на рынок государственных закупок, а также прошло обсуждение вопроса о целесообразности проработки заинтересованными государствами СНГ на экспертном уровне вопроса подготовки многостороннего соглашения о взаимном доступе на рынок государственных закупок в рамках Содружества.
Комиссия приняла к сведению Информацию о функционировании энергетических систем государств – участников СНГ в осенне-зимний период. Проведенный анализ показал, что государства Содружества в целом имеют положительные энергетические балансы, позволяющие обеспечить энергоснабжение потребителей, однако в странах Центрально-Азиатского региона существуют риски дефицита мощности, связанные с сезонными или суточными факторами. При этом рост энергопотребления региона выше, чем в других государствах региона, что создает дополнительные потребности в электроэнергии.
С целью повышения надежности работы энергосистем:
• проведена международная межсистемная противоаварийная тренировка по предотвращению и ликвидации последствий аварийных ситуаций на энергетических объектах, которая позволила протестировать параллельную работу энергосистем в аварийном режиме и провести слаживание работы диспетчерского персонала;
• проведены переговоры о возможных поставках электроэнергии из Казахстана, России и Туркменистана для покрытия временных (сезонных и/или суточных) дефицитов электроэнергии, а также в случае возникновения аварийных ситуаций.
Кроме этого, предложено осуществить ряд дополнительных мер:
• ускорить реализацию планов по включению энергетической системы Таджикистана в параллельную работу с объединенной энергетической системой Центральной Азии;
• проработать вопрос использования на взаимовыгодных условиях экспортного энергетического потенциала Туркменистана;
• провести анализ возможности увеличения поставки электроэнергии как на существующей инфраструктуре межгосударственных линий электропередач, так и с возможностью развития энергосетевого хозяйства;
• усилить координацию параллельно работающих энергетических систем государств СНГ.
Указанные предложения нацелены на минимизацию рисков нарушения энергоснабжения и повышение энергетической безопасности СНГ в целом.
Вопрос будет внесен на рассмотрение Экономсовета СНГ.
Комиссия одобрила придание статуса базовой организации государств СНГ
- по развитию сотрудничества государств Содружества в области легкой промышленности акционерному обществу «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» (Российская Федерация).
- по разведке, использованию и охране недр федеральному государственному бюджетному учреждению «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П.Карпинского.
Вопросы будет внесены на рассмотрение Экономсовета СНГ.
На Комиссии был рассмотрен ряд финансовых и организационных вопросов.